Статья «Формирование исследовательских умений с помощью проектно-исследовательской деятельности»
Крячко Наталья Александровна, педагог-психолог
Результаты теоретического исследования позволили понять, что совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся является актуальной и перспективной педагогической деятельностью.
Исследование – это, научная деятельность. Проект – творческая деятельность. В совокупности, это проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе – это специально организованная познавательная творческая (креативная) деятельность школьников. Она характеризуется активностью, целенаправленностью, сознательностью и мотивацией. Ее результатом является сформированный познавательный интерес и исследовательские умения. В современном понимании проектно-исследовательская деятельность – это способ достижения дидактической цели, путем поэтапной работы над проблемой, решением задач, и реальным практическим результатом.
Проектно-исследовательская деятельность – это совместное творчество учителя и ученика. Такая работа способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в поиск решения проблемных вопросов, актуализирует знания, вырабатывает навыки анализа, синтеза, умения делать выводы, обобщать, и представлять результаты своего труда.
Занятия в рамках уроков труда по проектно-исследовательской деятельности повлияли на формирование исследовательских умений у ребят. Это интеллектуальные и практические навыки. Эти умения и навыки подразумевают выбор и применение приемов, методов исследования на доступном для младших школьников уровне. Это этапы учебного исследования, которые направленны на создание совместного с учителем творческого продукта. А также исследовательские умения способствуют у ребят: коллективизм, сотрудничество в разных сообществах; критическое, креативное мышление; при защите готового продукта (проекта) развиваются навыки ораторского искусства.
В ходе психолого-педагогических наблюдений у младшего школьника повышается уверенность в своих силах, стрессоустойчивость, внимательность, увеличивается объем памяти (двигательная, эмоциональная (аффективная), словесно-логическая, образная), логическое мышление.
Проектно-исследовательская деятельность расширяет у учащегося кругозор разных профессий, производств, смежных областей предметов и наук. А также ребята знакомятся с научно-техническими новинками, разработками и открытиями российских ученых. Сами становятся исследователями, проектировщиками, конструкторами. Проектно-исследовательская деятельность на уроках труда позволяет младшему школьнику научиться совместной деятельности, сбору информации для проекта, пользоваться техническими средствами (ИКТ), разрабатывать, проектировать, моделировать. Защищать итоговый продукт.
Учитель должен воспитать и научить младшего школьника быть целеустремленным, убежденным, творчески мыслящим человеком. А также он должен стать добрым и отзывчивым. Для этого необходима продуманная система работы учителем. Он должен включать в рамках уроков проектно-исследовательскую деятельность, которая шаг за шагом развивает универсальные учебные действия учащегося при формировании исследовательских умений.
Во-первых, совместная проектно-исследовательская деятельность учителя и обучающихся является современной, необходимой для развития интеллектуальных умений.
Во-вторых, проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся имеет практическую направленность, которая усиливает вовлеченность и мотивирует младших школьников в учебный процесс.
В-третьих, расширение в рабочей программе по учебному предмету «Труд» для 4 класса проектно-исследовательской деятельности в содержании раздела «Технологии, профессии и производства», и разработка технологических карт занятий, позволило развить у четвероклассников нужные исследовательские умения.
В-четвертых, мониторинг исследовательских умений обучающихся на контрольном этапе исследования показал, что большинство ребят, которые учувствовали в эксперименте имели низкий и средний уровень.