СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование исследовательских умений учащихся сельской школы путем интеграции основного и дополнительного образования"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показана работа методического объединения учителей естественно-научного цикла района и социальных партнеров по активизации исследовательской деятельности школьников

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование исследовательских умений учащихся сельской школы путем интеграции основного и дополнительного образования"»

Юлия Николаевна Тютикова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа», Кирсановский  район Тамбовская область

Формирование исследовательских умений учащихся сельской школы путём интеграции основного и дополнительного образования

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной деятельности, направленная на формирование у обучающихся исследовательских умений, которые не только помогают им лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности. Исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиски применять предметные знания в реальной жизни. В преподавании естественных наук, а именно химии и биологии, основная задача состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Именно такие задачи поставили перед собой педагоги нашего районного методического объединения учителей химии и биологии совместно с группой компаний АСБ. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии и биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности. И поэтому наши учащиеся активно представляют исследовательские проекты по биологии и химии на муниципальных конференциях "Первые шаги в науку", а также на конференциях и конкурсах более высокого уровня. Исследовательской деятельностью наши ученики занимаются тринадцатый год, успехи в этой области уже есть.  В настоящее время в организации исследовательской работы в нашей школе большое внимание уделяется связи детских исследований с производством и агробизнесом. В этом нам помогают наши социальные партнеры – группа компаний АСБ.

Биология и химия – учить или не учить? Такой вопрос уже не стоит перед ребятами из Уваровщинской средней общеобразовательной школы, побывавшими вместе со своими педагогами на опытной станции компании «Сингента» и своими глазами увидевшими, как выводятся и проходят испытание новые сорта самых разных сельскохозяйственных культур. Они уверены: знание именно этих школьных предметов необходимо для того, чтобы в будущем стать агрономом, технологом, а может быть, даже ученым-селекционером. Экскурсия в город Краснодар для школьников, увлекающихся биологией и химией, состоялась в рамках реализации образовательного проекта группы компаний АСБ. В состав экскурсионной группы вошли 15 школьников Уваровщинской средней общеобразовательной школы Кирсановского района Тамбовской области и 2 учителя биологии районного методического объединения.  Школьники узнали много новой информации о средствах защиты растений, а также получили ответы на многочисленные вопросы, интересующие их. Кроме того, ребята смогли увидеть новинки сельскохозяйственной техники. И самое главное – познакомиться и пообщаться с грамотными и компетентными специалистами-агрономами, работающими в сельском хозяйстве. Новоиспеченные «специалисты» по работе в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности принимали активное участие в обучающих тренингах, семинарах-практикумах, экскурсиях, организованных сотрудниками компании «Сингента». Поэтому не случайно ученицей 11класса Макеевой Алиной была выбрана тема исследовательской работы «Определение качества растительного масла, производимого на маслозаводе ООО «Кристалл». С 22 по 26 июня прошлого года ребята из Уваровщинской СОШ и ее филиалов приняли участие в первой тематической аграрно-промышленной смене «В мире профессий группы компаний АСБ. Цель, которую ставили сотрудники группы компаний АСБ и учителя МО химии и биологии - организаторы этого необычного летнего лагеря на базе Уваровщинской школы, дать возможность ребятам  Кирсановского района познакомиться с предприятиями группы и с профессиями, востребованными в компании. Чтобы стать участником аграрно-промышленной смены, учащиеся 7-10 классов должны были определиться с профессией, которая им интересна, и подтвердить своими оценками, что успеваемость по важным для этой профессии школьным дисциплинам у них на высоте. В результате такого отбора были сформированы команды из 10 человек со следующей профессиональной направленностью: агрономы, технологи, инженеры, экономисты и управленцы.  Летняя агросмена, как ее называли сами участники, проходила пять дней и была очень насыщенная. Программа смены включала самые разные мероприятия, которые должны были помочь ребятам разобраться в выбранных профессиях, познакомиться с высшими учебными заведениями, где эти профессии можно получить, а также с предприятиями, которые будут рады видеть их в числе своих сотрудников. Ребят ждали встречи со специалистами группы компаний АСБ: инженерами, технологами, агрономами, экономистами. Не менее яркие впечатления ребята получили и в высших учебных заведениях Тамбовской области. Здесь ребятам показали современные учебные лаборатории и научно-образовательные центры институтов. Вместе со студентами-тьюторами ребятам приходилось выполнять разноплановые творческие задания, задания на сообразительность. Каждый мог проявить себя, раскрыть свои таланты, способности, улучшить коммуникативные навыки. Студенты подготовили и провели образовательные модуль-сессии, мастер-классы и деловые игры, чтобы ребята могли «попробовать» выбранные профессии и разобраться в их особенностях.  А впереди ребят ждут не менее увлекательные экскурсии в учебные заведения области: Кирсановский аграрно-промышленный колледж, Жердевский колледж сахарной промышленности, на опытную станцию и лаборатории Мичуринского государственного аграрного университета. Ребята с нетерпением ждут возможности применить полученные знания на деле при написании исследовательских работ по агрономии и технологии. Таким образом, в современной школе возможности организации учебно-исследовательской работы значительно шире, чем раньше; это связано с программой профильного образования в старшей школе, а также в связи с введением обновлённого ФГОС. Использование современных технологий (проектного метода, проблемного обучения), оборудования точки роста дают широкие возможности применять исследование и на уроке.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

 Список используемых источников:

1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. - Народное образование - №3, 2013 г.15с.

2. Демидов В.А. Руководство исследовательской деятельностью учащихся в рамках общества "Естествоиспытатель" / В. А. Демидов // Естествознание в школе. - 2005. - № 4. - С. 34-38.

3. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся//Народное образование-№3,2015г.33с.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!