СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых современным обучающимся для успешного усвоения учебного материала и интеграции в общество. В начальной школе, особенно в 4 классе, формирование этой грамотности достигается через разнообразные приемы работы с текстом. Данная статья рассматривает приемы работы с текстом, способствующие развитию математической грамотности у четвероклассников на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ"»

Кайзер Екатерина Александровна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Баранова Марина Юрьевна.


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ.

Аннотация: Статья посвящена формированию математической грамотности у обучающихся начальной школы через использование текстовых задач. В ней подробно рассматривается значение математической грамотности, которая охватывает навыки понимания, применения и интерпретации математических концепций в реальной жизни. Приводятся практические примеры задач, которые помогают учащимся освоить материал.

Ключевые слова: «математическая грамотность», «текстовые задачи».


Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание уделяется развитию способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, называется математической грамотностью. Важность практического применения математических знаний подчеркивается в исследовании PISA-2021 (Programme for International Student Assessment), задачей которого является проверка математической грамотности школьников по всему миру: «Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика – это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов» [3, стр. 5].

Актуальность развития математической грамотности обучающихся начальной школы обусловлена некоторыми изменениями в условиях обеспечения школьного образования в России отмеченными в ФГОС НОО 2021 года.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач» [1, стр. 11].

Данные предметные результаты заложены в решении текстовых задач, так как они помогают обучающимся видеть реальное применение математических знаний в повседневной жизни. Это способствует формированию навыков практического применения, так как учащиеся учатся использовать математические концепции для решения реальных проблем, что делает знания более значимыми и актуальными.

Формирование математической грамотности посредством решения текстовых задач должно происходить системно и поэтапно:

1 уровень. Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.

2 уровень. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.

3 уровень. Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения.

Такая логика положена в основу УМК «Математика. 1–4 классы» В. Н. Рудницкой, а также пособия О. А. Рыдзе, К. А. Краснянской и позволяет достичь предметных результатов, описанных во ФГОС НОО [4].

Первый уровень направлен на построение математических суждений (рассуждений). Чтобы добиться достижений в области построения математических высказываний, обучающиеся преодолевают много трудностей. Это связано с тем, что решением этой образовательной задачи учитель не занимается специально. Обучающиеся недостаточно владеют умением строить суждение, текст-рассуждение, объяснение.

Задание. У Лены было 160 рублей. В магазине она купила ручку, альбом и краски.

Товар

Стоимость

Ручка

15 руб.

Ластик

29 руб.

Краски

25 руб.

Линейка

20 руб.

Альбом

30 руб.

Фломастер

27 руб.

Кисть

28 руб.

Маркер

34 руб.

Ножницы

43 руб.

Какое самое большое количество тетрадей сможет купить Лена на оставшиеся деньги, если одна тетрадь стоит 11 рублей?

Данное задание для обучающихся 4 класса помогает увидеть, умеют ли обучающиеся на основе фактов, строить суждения (рассуждения) с помощью вычислительных операций.

Второй уровень направлен на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира, развивает способности младшего школьника в установлении математических отношений и зависимостей, проверке их наличия и выполнения с помощью примеров. Она включает и задания на наблюдение, поиск, исследование предложенной математической ситуации с различных точек зрения (разные основания для сравнения, разные предположения о свойствах и др.).

Задание: Крокодилы решили устроить небольшую игру на берегу реки. Чтобы не разбегаться слишком далеко, они решили огородить участок земли, выбирая три большие пальмы в качестве ориентиров.

Рассмотри рисунок. Закрась фигуру, которая соответствует форме огороженного участка.

С помощью карандаша и линейки покажи, как крокодилы огородили участок.

Сколько метров веревки потребуется крокодилам, если известно, что на самую длинную сторону ограждения они израсходовали 30 м веревки, а для каждой из двух оставшихся сторон потребовалось веревка одинаковой длины? Выполни вычисления и запиши ответ.

Данное задание для обучающихся 2 класса, обучающиеся ориентируются в разных областях математики (геометрические фигуры, арифметические действия, текстовые задачи).

Третий уровень направлен на практическое применение полученных знаний в повседневной жизни. Результатом решения этих задач является готовность ученика ответить: «Как применить изученное для решения жизненных задач?»

Задание. Составь к задаче модель и реши её.

Семья из троих человек, двоих взрослых и ребенка отправились в путешествие. Вначале семья добралась до Кемерово затратив 8000 рублей, затем на автобусе в Ташталог потратив 3000 рублей, а затем пересев на другой автобус, который их довез до Шерегеша. Всего семья потратила на дорогу 15000 рублей. Определи цены на билеты последнего рельса, если детский билет вдвое дешевле взрослого.

Данное задание для обучающихся 4 класса, она направлена на решение жизненной ситуации, которая может пригодится им в дальнейшем.

Таким образом, формирование математической грамотности существенно помогает учащимся начальной школы в своем повседневном опыте, развивая умения и навыки, которыми они будут пользоваться на протяжении всей жизни. Поэтому одним из важных направлений становится усиление внимания к обеспечению адаптации обучающихся к реальному миру, что помогает им обеспечить их жизнедеятельность.

Библиографический список

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publicаtion.prаvo.gov.ru/.

2. Афанасьева С. Г. Формирование функциональной грамотности. Математическая грамотность. https://clck.ru/Vz38X (Дата обращения: 14.12.2024).

3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Краткая информационная справка об исследование TIMSS. https://clck.ru/ZHceb(Дата обращения: 15.12.2024)

4.Просвещение: офиц.сайт. URL: https://prosv.ru (Дата обращения: 16.12.2024)