СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена актуальной проблеме – развитию функциональной математической грамотности. Также в статье раскрываются понятия функциональной грамотности и математической грамотности. Описывается практический опыт различных авторов по данной теме. Представлены темы экскурсий для обучающихся по формированию математической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА"»

Михайлова Диана Сергеевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Студентка 3-го курса отделения ПНК

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме – развитию функциональной математической грамотности. Также в статье раскрываются понятия функциональной грамотности и математической грамотности. Описывается практический опыт различных авторов по данной теме. Представлены темы экскурсий для обучающихся по формированию математической грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, экскурсия.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к предметным результатам: включающим использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов [1, c.26]. На основе данной формулировки мы делаем вывод, что обучающиеся на уроках математики должны не только получать знания, но еще и уметь их применять это и есть математическая грамотность.

Светлана Александровна Косцова и Гульмина Фануровна Гаизова рассматривают функциональную грамотность как «способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [11, с. 307].

Согласно концепции международной программы по оценке образовательных достижений учащихся «PISA» (Programme for International Student Assessment), «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений» [22].

Математическую грамотность можно формировать через различные задания. Елена Эдуардовна Кочурова в своей статье указывает на три компонента математической грамотности, которые можно формировать через готовые задания. Чтобы сформировать первый компонент, нужно найти ответ на вопрос ученика «А зачем мне эта математика нужна?». Елена Эдуардовна Кочурова отмечает, что на уроке является важным моментом проанализировать ситуацию, которая вызовет желание у обучающихся изучать математику.

Чтобы сформировать второй компонент, нужно обучающимся давать различные задания, такие как: сравнить фигуры по их форме и размерам, сравнить числа, сравнить значения величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Чтобы сформировать третий компонент Елена Эдуардовна Кочурова предлагает задания, где требуется применять математическую символику и терминологию, строить математические рассуждения. Помимо этого, иногда побуждать детей включаться в ситуации спора, дискуссии. Давать обучающимся нерешаемые задания, которые содержат некорректные данные. Таким образом, обучающиеся выполняют действия анализа, а также выстраивают учебный диалог.

Татьяна Викторовна Смолеусова приводит примеры заданий для экскурсий по формированию математической грамотности, рассмотрим некоторые из них. Например: «На экскурсии интересно и полезно сравнивать объемы множеств по количеству вошедших в них элементов. Но сначала полезно провести сравнение множеств без счета, через установление взаимно-однозначных соответствий («столько же») и соответствий, при которых устанавливается, что количество элементов у одного множества больше, чем у другого («столько, да еще…», «столько, но без …»). Столь же полезно сравнение множеств через счет предметов. Счетным материалом может служить все что угодно: камушки, шишки, ягоды, листья, ветки, ступеньки, скамейки, подъезды, балконы, окна, автомобили определенного цвета и так далее.

Сравнение по времени, то есть измерение продолжительности какого-то процесса можно наглядно продемонстрировать, измеряя время ожидания автобуса, время посадки пассажиров в автобус. Можно определить, например, за какое время красный автомобиль проехал расстояние между светофорами, фонарными столбами и так далее.

По массе легко сравнить разные камушки, шишки, сосульки, снежки.

По скорости дети сравнивают пешеходов и велосипедистов, ползающих и летающих насекомых и прочее.

По площади легко поддаются сравнению детская площадка и школьное футбольное поле, место под легковым автомобилем или под автобусом, тень от дерева или тень от школы» [13, с. 29 – 30]

В предстоящей практике по исследованию мы будем проводить экскурсию по математике на тему «Площадь». Она будет проведена в форме диагностики и включать следующие задания:

  1. посчитайте, сколько нужно приобрести резинового покрытия, если это половина всей площадки.

  2. нужно поставить две песочницы, подойдут ли они по размеру площадок?

  3. по границе нужно поставить лавочки. Сколько лавочек необходимо, если длина лавочки 1 м 50 см, расстояние между ними не менее 2 м.

На следующей практике будет проведено еще 2 экскурсии по городу Красноярску. Планируется провести экскурсию рядом с памятником Александра Матросова и «Похищение Европы». Несомненно, данные экскурсии будут иметь образовательный эффект, а также, они направлены на формирование математической грамотности.

Таким образом, исходя из изученной литературы различных авторов, можно сделать вывод, что экскурсии – это интересный и нестандартный подход к изучению математики, также экскурсии развивают математическую грамотность обучающихся, позволяют применить математические знания в реальной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).

  2. Косцова С.А., Газизова Г.Ф. Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах // E-Scio. – 2022. – № 2. С. 306 – 312.

  3. Смолеусова Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе: методическое пособие // – М.: ТЦ Сфера, –2005. –112 с.

  4. Кочурова Е.Э. Готовые задания, чтобы развивать математическую функциональную грамотность учеников// Управление начальной школой. – 2019. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nshkoli.ru/709627?fromId2=true&from=id2 (дата обращения: 06.11.2022).

  5. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения: 16.10.2022).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!