СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников в условиях реализации программы воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен практический опыт взаимодействия участников образовательных отношений: педагогов, родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников в условиях реализации программы воспитания"»

Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников в условиях реализации программы воспитания



Formation of partnership relations with the families of pupils in the context of the implementation of the education program


Левченко Елена Алексеевна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №70» город Курск. Электронная почта: [email protected]

Levchenko Elena Alekseevna, teacher-speech therapist, municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of combined type No. 70", Kursk city, e-mail: [email protected]

Миллер Дарья Сергеевна, социальный педагог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №70» город Курск, Электронная почта: MillerDaryaSergeevna@yandex.ru

Miller Darya Sergeevna, social teacher, municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of combined type No. 70", Kursk city, e-mail: [email protected]


В данной статье представлен практический опыт взаимодействия участников образовательных отношений: педагогов, родителей и детей.

Рассказывается о создании условий организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов образовательной организации по реализации образовательной программы и программы развития обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства.

This article presents practical experience of interaction between participants in educational relations: teachers, parents and children.

It tells about the creation of conditions for organizing a single space for the development and upbringing of a child. The joint work of specialists of the educational organization in the implementation of the educational program and the development program provides pedagogical support to the family at all stages of preschool childhood.


Ключевые слова:

Семейный (родительский клуб); опыт воспитания; тематическая неделя; дистанционное обучение.

Family (parent) club; parenting experience; thematic week; distance learning.



«Какими бы прекрасными ни были наши детские учреждения, самым главным воспитателем, формирующим разум, мысли детей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить никто».

В.А. Сухомлинский.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»1 [1, с. 69]. Все остальные социальные институты могут лишь поддержать, откорректировать воспитательную деятельность. Поэтому полноценное развитие малыша в детском дошкольном учреждении невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Один из основных принципов дошкольного образования - сотрудничество образовательной организации с семьей2 [2, с. 4].

Наше дошкольное образовательное учреждение одно из старейших в городе. За время его существования (а это уже более 50 лет) сложилась система взаимодействия педагогического коллектива с родителями. Она предполагает не «работу с родителями», а сотрудничество с равенством позиций и уважительным отношением друг к другу, взаимопониманием и взаимодоверием.

Свою задачу педагоги дошкольного образовательного учреждения видят в том, чтобы сделать родителей полноценными участниками воспитательно - образовательного процесса и вместе с ними выработать единые подходы в воспитании детей, раскрытии их возможностей и способностей.

Для решения такой задачи использования традиционных форм работы с семьей недостаточно. При их использовании родитель чаще всего принимает на себя роль пассивного слушателя и малоактивного исполнителя.

Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников стал родительский клуб «Коррекционная мозаика», цель которого оказание практической психолого - педагогической помощи и поддержки родителям и приобщение семьи к активному участию в учебно - воспитательном процессе.

На заседаниях клуба педагоги - психологи, учителя - логопеды, педагоги дополнительного образования, социальный педагог и опытные воспитатели знакомили мам и пап со специальными коррекционными и методическими приёмами, необходимыми для взаимодействия с ребёнком в домашних условиях, в игровой форме помогали в решении конкретных проблем отдельной семьи.

Так на занятии семинара–практикума «Умелые пальчики» учитель - логопед познакомила родителей с нетрадиционными методами развития мелкой моторики у детей, использованием пальчиковых игр в домашних условиях.



А на мастер-классе «Здоровье своими руками» инструктор по физической культуре научила присутствующих изготовлению массажёров «Шары - шалуны» из бросового материала.

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности в рамках мастерской «Фантазии из проволоки» вместе с родителями изготавливала забавных зверушек из синельной проволоки.

На обучающем семинаре с элементами тренинга «Внимание: гиперактивный ребенок!» участники родительского клуба сами стали гиперактивными детьми, которым педагог-психолог с помощью игровых упражнений «Запрещенное движение», «Ласковые лапки» помог снять напряжение и снизить агрессивность.

В рамках клуба прошли встречи: «Семейные таланты», «Наша дружная семья», представляющие собой презентацию семейной творческой деятельности. Все участники мероприятий получают эмоциональную и духовную поддержку, а также творческий импульс к развитию своих способностей.

Более чем за 9 лет работы родительский клуб «Коррекционная мозаика» принял более тысячи человек и помог установить доверительные отношения между родителями и педагогами дошкольного учреждения, способствовал преемственности и согласованности семьи и коллектива детского сада в вопросах воспитания и развития детей.




С 2014 года в дошкольном учреждении действует еще один родительский клуб «Отцы – молодцы».

Он необычен тем, что его посещают только папы наших воспитанников. На заседаниях клуба решаются как проблемы воспитания детей, так и вопросы обновления материально-технической базы детского сада.

Традицией клуба стали сентябрьские родительские конференции «Счастливое отцовство», которые традиционно проводятся приурочены к празднованию Дня отца. Здесь многодетные папы делятся своим опытом воспитания, сюда приглашают интересных и знаменитых людей (большинство из которых тоже папы).

А как ждут члены родительского клуба традиционный конкурс видеороликов! Ведь это возможность показать, как интересно живет семья, какие добрые традиции у нее есть, какую роль в жизни близких играет папа.

В настоящее время клуб «Отцы – молодцы» является активным участником Клуба отцов и детей дошкольных образовательных учреждений города Курска, которые уже более 5 лет объединены участием в работе сетевого клуба отцов и детей «Зернышко». И наши папы все эти годы активно участвуют в мероприятиях и акциях муниципального уровня «Три спаса», «Зарница», «Покормите птиц зимой», «Ёлка в цирке» и многие другие.


Еще одним способом вовлечения родителей в воспитательно - образовательный процесс стали тематические недели, которые способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

В реализацию цикла тематических недель: «Мама - мой ангел-хранитель», «Волшебная сила доброты», «Папа может всё», «Секреты трудолюбия» внесены такие формы работы с родителями, которые помогают организовать совместную деятельность детей и родителей, сделать её захватывающей, интересной, а самое главное значимой и полезной.

Так в ходе проведения тематической недели «Мама - мой ангел-хранитель» проходит «Неделя активных мам».

Эта неделя просто насыщена событиями: в вестибюле расположилась тематическая выставка «Золотые руки наших мам», а в ИЗО студии работает «Игровая мастерская», в результате которой предметно - пространственная среда групп пополняется оригинальными игровыми пособиями. Не пустует и физкультурный зал. Инструктор по физической культуре проводит для мам мастер-классы по степ аэробике и стрейченгу. Традиционным стал концерт «Семейные таланты», где мамы вместе с детьми показывают свои артистические таланты.

Но самое интересное для мам и ребятишек - это занятия, которые проводят мамы с детьми. Они знакомят дошколят со своими профессиями, увлечениями, учат их изготавливать различные поделки из бросового материала.

Такие мероприятия дают возможность мамам почувствовать, как сложно быть воспитателем и как приятно, когда чему-то научишь малышей. А дети, конечно же, гордятся своими мамами и стремятся им подражать.

Папы тоже не остаются в стороне. Тематическая неделя «Папа может всё» дает возможность отцам поделиться своими умениями с подрастающим поколением. Папа - тренер знакомит детей с приемами рукопашного боя. Вместе с папой - поваром дети делают праздничные песочные пряники. Папа - военнослужащий преподает азы строевой подготовки. Такое участие отцов в учебно - воспитательном процессе дает им возможность почувствовать уверенность в своих силах, а у детей воспитывает уважение к родителям и гордость за них.

Ежегодно в феврале ко Дню защитника Отечества проходит квест для пап и детей. Семейные команды выполняют задания на различных станциях. Мальчишки вместе с папами и дедушками, поют военные песни, чистят картошку для полевой кухни, собирают по схеме военную технику. Участие в квесте не только помогает в укреплении внутрисемейных отношений, но и способствует патриотическому воспитанию маленьких «воинов».

Не менее ценна для нравственно - патриотического воспитания дошкольников и неделя «Волшебная сила доброты». Дети вместе с педагогами и родителями изготавливают поделки и открытки для ветеранов. Выезды с концертами и подарками в госпиталь ветеранов становятся настоящим праздником как для ветеранов, так и для детей и родителей.

Неделя «Секреты трудолюбия» проходит в форме акций.

Так родители - участники акции «Каждой пичужке - по кормушке», изготавливали кормушки для птиц и скворечники и вместе с детьми развешивали их на деревьях.

На таких наглядных примерах дети учатся бережному отношению ко всему живому, что нас окружает.

Акция «Наш двор» позволила не только благоустроить территорию детского сада, но и пополнить прогулочные площадки оригинальным игровым оборудованием. Так игровая площадка «Зарница» - самое любимое место игры мальчишек. Ведь на ней «почти настоящие» макеты пушки, вертолета, самоходки, да и попасть на площадку можно через настоящий КПП со шлагбаумом. По словам родителей, создавая это игровое оборудование, они воплощали свои детские мечты.

Конечно же мы не отказались и от традиционных форм работы с семьями. Но чаще всего от них остались только названия.

Например, на родительских собраниях педагоги вместе с папами и мамами решаю задачи, поставленные годовым планом работы дошкольного образовательного учреждения.

А чтобы работа была эффективной мы предлагаем родителям пропустить проблему через себя посредством мастер-классов, тренингов, театральных постановок, творческих мастерских.

Так событием для малышей и взрослых стали родительские спектакли: «Муха Цокотуха», «Новоселье в лесу», «Мамы разные нужны», «В гостях у мамы - кошки», которые прошли к педсовету по художественно - эстетическому развитию.

А открытие музейного образовательного пространства «Хочу все знать!» подвигло родителей на создание экспонатов к экспозициям «Богатыри земли русской», «Театр Петрушки» и «Профессии в кукольной моде». Для этого им пришлось готовиться: читать книги, смотреть фильмы, посетить краеведческий музей. И благодаря их труду дошколята могут познакомиться и с экипировкой русских богатырей, и с униформой представителей различных профессий.

Ограничения, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией, внесли в систему работы с родителями корректировку.

У дошкольного учреждения и у каждой возрастной группы появились странички в социальной сети «ВКонтакте». Благодаря им родители были в курсе всего того, что происходит в дошкольном учреждении, ведь они могли посмотреть видеозаписи занятий и утренников, фоторепортажи совместной деятельности. Вместе с педагогами мамы и папы освоили такие виды работы, как флешмоб, видео батл, интернет акция, виртуальная экскурсия.

А полюбившиеся всем «Творческие выходные» после отмены ограничений перешли в очную форму. И теперь это не только выставки совместного творчества детей и родителей, но и походы всей группой в музей, планетарий, в ближайший парк. А самое главное - в процессе совместной такой деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. А папы и мамы стараются показать себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируют те качества, которые хотят передать ему, возможность гордиться собой. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

«Слова учат, а пример заставляет подражать», - так гласит русская пословица. В нашем дошкольном образовательном учреждении педагоги и родители убедились в действенности этих слов. Поэтому организация взаимодействия работы с родителями осуществляется в нашем дошкольном учреждении в системе и является глубоко продуманным процессом. Ведь детский сад - первое общественное образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И от качества нашей работы зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания детей.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3. Коллектив авторов. Модель семейного клуба - как эффективная форма сотрудничества с родителями в дошкольной образовательной организации. // Методические рекомендации // ОГБУ ДПО КИРО. – 2016.

4. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/ Г.А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.

5. Любчик С.А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи. Управление ДОУ. 2013

6. Веретенникова, Т. С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО / Т. С. Веретенникова, О. Н. Зиновьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 833-835. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31711/ (дата обращения: 07.04.2022).