СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье детей и подростков является важным вопросом любого общества и государства. Здоровье в значительной степени определяется здоровым образом жизни. А так как дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Одной из основных задач воспитания является  задача формирования у школьников стремления к здоровому образу жизни, в основе которого лежат ценностные ориентации на здоровый образ жизни, которые приводят к осознанному поведению, направленному на сохранение здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Грищенко Е.Е.

Россия, Батайск, МБОУ «Гимназия№7»

[email protected]

Аннотация. Здоровье детей и подростков является важным вопросом любого общества и государства. Здоровье в значительной степени определяется здоровым образом жизни. А так как дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Одной из основных задач воспитания является задача формирования у школьников стремления к здоровому образу жизни, в основе которого лежат ценностные ориентации на здоровый образ жизни, которые приводят к осознанному поведению, направленному на сохранение здоровья.

Ключевые слова. Здоровье, здоровый образ жизни, ценность «здоровье», ценностные ориентации на здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии в образовании.

В любом обществе при любых политических, социально-экономических условиях здоровье подрастающего поколения является важным вопросом общества, науки и образования. Сегодня одной из актуальных проблем школы является проблема формирования здорового образа жизни школьников. Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании в РФ», «Семейным кодексом Российской Федерации», «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», определяющими роль родителей, школы, самих обучающихся в сохранении и укреплении их здоровья. Физически крепкое, здоровое подрастающее поколение – стабильное будущее и уверенное развитие каждого народа, каждого государства.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни – это длительный, последовательный процесс, включающий в себя систему общешкольных, внеклассных мероприятий, ориентированных на формирование у учащихся активной позиции здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе деятельностного подхода.

Изучение школьного режима показало:

  • Не реализуются в полной мере физиологические потребности обучающихся – на протяжении учебного процесса ограничена двигательная активность;

  • Не используется в достаточной мере психологическая потребность в мышлении и осознании полученной информации, так как чаще из-за большого количества полученной информации, она не становится для школьника личностно значимой;

  • Духовно-нравственная сфера учеников нарушается из-за длительного периода нахождения в роли ученика – школьники должны вести себя как все, что не позволяет быть самим собой и может привести к депрессии, истерике и нервному.[1]

Чтобы остановить этот процесс, необходимо воспитывать у школьников ценностное отношение к своему здоровью, формировать у него стремление быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, и понимание здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Формирование ценностных ориентаций здорового образа жизни школьников может состоять из следующих этапов:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. На основе знания окружающей реальности у обучающихся формируются определенные отношения и эмоции, касающиеся своего здоровья – это тревога, волнения и переживание за качество своего здоровья и возрастает мотивация формирования здорового образа жизни.

2. «Обучение здоровью» - это обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение знаний по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья. Направлен этот этап на возникновение мотивации к желанию сохранить свое здоровье.

3. Профилактическая работа по снижению распространенности курения, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании. В целях повышения эффективности такой работы можно помимо циклов бесед и классных часов в воспитательной работке каждого классного руководителя более активно привлекать к участию работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.

4. Побуждение обучающихся к физически активному образу жизни. Важно акцент делать не только на занятия физкультуры в классно-урочной системе, спортивные кружки и секции, а также необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику-зарядку, пешие прогулки, походы и так далее. [4]

Формирование ценностных ориентаций к здоровью школьников необходимо осуществлять не только во внеурочной воспитательной деятельности. Применять технологии здоровьесбережения необходимо и на уроках.

Можно выделить основные принципы здоровьесбережения на уроках:

1. Учет индивидуальных особенностей школьников, то есть учет динамики работоспособности учеников, биоритмов организма.

2. Использование наглядности, которая позволяет наиболее полно использовать возможности восприятия, памяти и воображения не перегружая обучающихся однообразной утомительной работой.

3. Формирование ответственного и сознательного отношения к укреплению и здоровья у обучающихся.

4. Формирование условий для гармоничного и всестороннего развития личности.

5. Связь теории с практикой, которая может позволить использовать теоретические знания в формировании у ребёнка здорового образа.

7. Придерживаться системности и последовательности, которая поможет школьнику соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

8. Повторение, то есть выработка устойчивого сознания организации здоровьесберегающего познавательного процесса.

Знание и применение данных принципов положительно влияет на здоровье детей и способствует повышению формирования ценностных ориентаций учащихся к сохранности своего здоровья, а также позволяет педагогам сделать обучение для обучающихся более эффективным и легким [3].

Для сохранения и укрепление здоровья учащихся, предупреждение болезней, а также поддержание общественной гигиены и санитарии можно определить соблюдение следующих правил здоровьесбережения на уроке:

  1. Соблюдение санитарных условий в кабинете:

    1. чистота и соблюдение режима проветривания помещения,

    2. хорошее освещение класса и доски,

    3. соблюдение температурного режима.

2. Соблюдение частоты и продолжительности сменяемости разных видов учебной деятельности таких как устная работа – беседа, опрос, письменная работа, работа с учебником, решение задач или примеров. Норма около 8-10 минут на один вид деятельности, применение около 5-8 видов.

3. Соблюдение благоприятного психологического климата как один из факторов успешности проведения урока.

4. Обязательным является проведение физкультминутки. Норма – через 10-20 минут урока по 2 минуты.

5. Работа над осознанием учащимися, что здоровье - высшая ценность. Задача учителя подчеркнуть вопросы, касающиеся здоровья школьников, что является одним из важных показателей педагогического мастерства в формировании ценностных ориентаций.

6. Оптимальное время использования на уроке - 10-12 минут.

7. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привитие интереса к предмету.

8. Использование:

  1. методов активизации творческого самовыражения: ролевая игра, семинар, дискуссия в группах, свободная беседа, свобода творческой мысли,

  2. методов, направленные на развитие и самопознание (взаимооценка, самооценка).

9. Умение нейтрализовать конфликты между учителем и учениками, возникающих из-за несогласия с оценкой его работы на уроке, нарушения дисциплины и т.д. В этом заключается умение грамотно управлять учебным процессов.

10. Выдержка временного аспекта проведения урока. Учителю следует не допускать нехватки времени на вопросы для учеников, запись домашнего задания без необходимых комментариев и объяснений, задержка учащихся после звонка на перемену или наоборот слишком быстрый темп урока. [2]

Об качестве проведенного урока можно судить по виду учеников после урока: либо умеренно-возбужденное, либо спокойно-деловое, или агрессивное, растерянное, переутомленное.

Таким образом, правильно организованный урок с точки зрения здоровьесбережения помогает создать благоприятную среду для эффективного обучения, а также помогает формировать ценностные ориентации к здоровьесбережению школьников.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего его жизненного пути. Образование всегда будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения. И задача каждого педагога наряду с привитием предметных умений и навыков, наряду с воспитанием гражданских и нравственных качеств молодежи, научить детей ценить, беречь и заботиться о своём здоровье. Конечно, задачу сохранения здоровья не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном, счёте, наши дети и наше будущее.



Литература

1. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций младших школьников на здоровый образ жизни: методические рекомендации. -Нижний Новгород: НГПУ, 2009г.

2. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе. – 2010. – №7. с. 33-38.

3. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок - Школьные технологии, – 2004. – №2. С. 200-207.

4. Блинова Н.Г. Здоровьесберегающий урок: учебно-методическое пособие / Н. Г. Блинова, Л. А. Варич, А. В. Сапего / под ред. Т. М. Чурековой. – Кемерово, 2006. – 73 с.