Формирование у школьников образа сельского труженика, как успешного человека.
Биттова Людмила Ивановна ,учитель технологии
МБОУ «Шуманская основная общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района РТ»
Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики каждого государства, обеспечивающая человека необходимыми продуктами питания и сырьем для выработки предметов потребления. Развитие данного направления напрямую зависит от кадрового потенциала. Огромное множество востребованных сельскохозяйственных профессий требует наличия определенных знаний и умений.
Высококвалифицированный персонал - неотъемлемая часть успешного функционирования предприятий агропромышленного комплекса Российской Федерации. Работа в данной отрасли – тяжелый, кропотливый труд, требующий соответствующего поощрения. Со временем, мифы о низком уровне заработной платы в сельскохозяйственной сфере перестают существовать. Наличие множества свободных вакансий позволяет молодому аграрию, человеку своего дела, выстроить стремительную карьеру. .Одними из наиболее востребованных профессий в области сельского хозяйства являются: агроном, ветеринар, генетик, животновод, зоотехник, зооинженер, инженер-механик, инженер-электрик, механизатор, овощевод, оператор машинного доения, птицевод, пчеловод, растениевод, рыбовод, селекционер, технолог мясоперерабатывающей отрасли и другие.
Современные виды оборудования и агрегатов, новейшие технологии обработки растений и сбора урожая, составление отчетной и научной документации обязывают ответственнее и добросовестнее относится к своей специальности агронома, и делают его труд наиболее востребованным.
Механизаторы – специалисты, способные управлять различными видами техники сельскохозяйственного направления. Наличие знаний в конструировании машин, плановом обслуживании и ремонте входит в обязанности этих сотрудников.
Важность профессии оператора машинного доения определяется строгим соблюдением режима доения – до трех раз в день.
Специалисты-животноводы обеспечивают наиболее комфортные условия пребывания и размножения животных на ферме. Кроме этого, работники занимаются разведением чистопородных видов скота, птиц; заботятся о здоровье и рационом кормления животных.
Ветеринары (врачи и фельдшеры) занимаются лечением животных и выполнением профилактических мероприятий.
Пчеловод – профессия, набирающая популярность в нашей стране, удивительная, сложная и очень ответственная. Основные обязанности: формирование новых семей пчел, комфортное их пребывание во время зимнего периода и сбор меда.
В настоящее время огромное количество учебных заведений различных уровней занимаются подготовкой специалистов и работников сельского хозяйства. Аграрная молодёжь — опора страны, которую ждет великое сельскохозяйственное будущее.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. В условиях становления рыночных отношений, роль трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А. С. Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение .Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. На возможности трудового воспитания подрастающего поколения обращают внимание в своих трудах такие педагоги Чиряев К.С., Данилов Д.А.. Семенова А.Д., Саввинов Т.Т., Неустроев Н.Д. и другие. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота воспитания – трудолюбие, любовь к людям труда. Трудолюбие считается мерилом ценности личности. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка.
Всё меняется в этом мире, а сельский труд по-прежнему необходим всем и каждому. Плодами работы сельских тружеников пользуется каждый человек в нашей стране, будь он жителем огромного мегаполиса или небольшого провинциального городка. И мы всегда должны помнить о том, как и где добываются все те богатства, которые мы видим на своём столе. И какое бы ни наступило время, всегда останется самым главным – любовь к земле, любовь к родному краю, любовь к своему делу.
В нашей школе тоже уделяется большое внимание трудовому обучению школьников, их профессиональному самоопределению. Наша школа находится в сельской местности. Первоочередными нашими задачами является воспитание школьника как сельского труженика, как успешного человека, участвующего в решении важнейших социальных, экономических и экологических проблем края, склонных в дальнейшем вести работу в сельскохозяйственной или агропромышленной отрасли. В нашей школе есть свой пришкольный участок , на котором ученики и учителя работают в осенний , весенний и летний период. У детей с раннего детства прививается любовь к труду, к родной земле, к родному краю. Мы трудимся на пришкольном участке , выращиваем овощи для школьной столовой, ухаживаем за цветами. Начиная с февраля месяца в школе выращиваем рассаду овощных и цветочных культур. Часть рассады мы высаживаем на своем пришкольном участке, часть рассады реализуем. На участке растет красная, белая, черная смородина, вишни, яблони. Дети ухаживают за плодовоягодными деревьями и кустарниками. Каждый ученик нашей школы с согласия родителей проходит летнюю практику на пришкольном участке. Дети с детства не понаслышке знают , что такое сельский труд.
Наша школа тесно сотрудничает с ПСХК «Красная заря». В летний период ученики старших классов работают на зернотоке. Мальчики работают помощниками комбайнеров.
Также в школе проводится элективный курс для учащихся 9класса по профессиональному самоопределению «Все работы хороши -выбирай на вкус». На этом курсе дети знакомятся с профессиями разных отраслей. Дети охотно участвуют в анкетировании, тестировании по выбору профессии. Составляют к концу 9класса свои профессиональные планы. Большой упор на этом курсе делается на профессии сельского хозяйства. Подробно разбираем, какие профессии нужны в сельском хозяйстве. Изучаем , какие требования предъявляются к той или иной профессии, где можно получить данную профессию. Проводим экскурсии на объекты , которые есть в нашей местности, организуем вечера и встречи с людьми разных профессий. В школе проводим встречи с выпускниками школы, которые уже закончили учебные заведения и работают в какой либо отрасли производства.
Некоторые выпускники нашей школы выбирают профессии, связанные с сельским хозяйством, получают образование и возвращаются работать в свое родное село . Наши ученики закончили Казанскую государственную академию ветеринарной медицины, Казанский государственный аграрный университет, Атнинский сельскохозяйственный техникум, Усадское СПТУ и в настоящее время успешно работают в сельском хозяйстве.
Не секрет, что с каждым годом многие специализации теряют актуальность. Люди, выбирающие для обучения профессию, связанную с сельскохозяйственной деятельностью, опасаются невостребованности в будущем. По результатам многочисленных исследований, на многие профессии аграрного и сельскохозяйственного профиля в ближайшем будущем увеличится спрос, а значит, специалист этой сферы никогда не останется без работы. Аграрное образование можно получить в техникуме или в вузе. В России работает множество учебных заведений разных уровней, где подготавливают профильных специалистов сельскохозяйственной и аграрной сферы. Получить образование по выбранной профессии можно дистанционно на специализированных курсах. Учебный процесс можно комфортно совмещать с работой. Этот способ получения аграрного образования также удобен для людей, проживающих отдаленно от города, где в основном и сосредоточены институты, техникумы и прочие учебные заведения.
Сельским хозяйством называют отдельную отрасль экономики, направленную прежде всего на обеспечение людей продовольствием. Важность этой отрасли переоценить трудно. Востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством, существует множество. И, разумеется, все они требуют наличия определенных знаний и умений.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Мы, учителя, как нельзя лучше понимаем важность разных профессий. Наша задача – помочь школьникам в выборе профессионального будущего, помочь самоутвердиться в обществе, помочь принять главное решение в жизни.
Список используемой литературы:
1. «Сельская школа: подготовка к труду и выбору профессии» пособие для учителей .А.М. Низамов . Казань «Магариф» 1993г.
2.«Выбор профессии: оценка готовности школьников» под научной редакцией д.п.н., профессора, члена - корреспондента РАО С.Н. Чистяковой. Москва «ВАКО» ,2009г.
4.«Школьнику о рабочих профессиях: сельское хозяйство» Э.М. Копанева, Москва «Просвещение»,1996г
5.https://www.1urok.ru/categories/22/articles/18089