СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формы контроля знаний и умений по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание форм контроля знаний и умений, которые применяются на уроках физики. Статья может быть полезна как для начинающих, так и для опытных педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы контроля знаний и умений по физике"»

Формы контроля знаний и умений по физике

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:

  • физический диктант

  • тестовое задание

  • самостоятельная работа

  • письменная контрольная работа

  • лабораторная работа

  • реферат

  • устная проверка по изученной теме.


1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он нужен в тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д. Диктант представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих
долгого размышления, ответов. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание: тело, график скорости движения которого дан на рисунке, имеет начальную скорость…

Ускорение этого тела равно…

Уравнение скорости движения тела имеет вид...

Проведение физического диктанта позволяет дозировать время выполнения каждого задания, содействует развитию внимания учащихся, дисциплинирует их.



2. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,
варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта
форма контроля тоже имеет свои преимущества:
ребята не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что
позволяет охватить большее количество материала за то же время.


3. Самостоятельная работа.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления.

В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды
деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества
времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих
действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.


4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в
школьной практике. Традиционно контрольные работы по физике
проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению
применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.


5. Лабораторная работа.

Лабораторная работа – этоформа контроля, которая требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее.

6. Написание рефератов.

Некоторые рефераты зачитываются на занятиях, обсуждаются и оцениваются. Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).


7. Устная проверка по изученной теме.

Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.

         Однако такую проверку знаний необходимо сочетать с индивидуальной, так как учащиеся привыкают отвечать на мелкие вопросы и потом им тяжело давать логически последовательные развернутые ответы. При фронтальной устной проверке оценка ученику может быть поставлена после ее окончания и в конце занятий с учетом работы на всех этапах урока. Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.

         В практике работы учителя физики используют уплотненную проверку знаний; в то время, когда одни ученики отвечают устно, другие - делают письменные, графические, экспериментальные задания и др.


         




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!