Формы внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы
Спортивные секции
Спортивные секции функционирует по урочному типу: определенные цели, задачи, структура, методы и методика, средства, относительно постоянный и однородный контингент обучающихся.
Секции могут быть по различным видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, спортивная аэробика, художественная гимнастика, хореография, различные виды единоборств.
Главная цель секции - повышение общего уровня здоровья. Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональных спортсменов.
Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:
- самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
- несет ответственность за безопасность обучающихся;
- проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
- назначает дату и время тренировок (при согласовании с администрацией школы);
- принимает решение об участии или не участии в каком-либо соревновании;
- несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом администрации.
В права и обязанности администрации школы входит:
- создание условий для беспрепятственной работы секции;
- несение ответственности за создание и функционирование секции перед районными органами управления образования;
- по необходимости прекратить работу секции.
Занятия в секции требуют у обучающихся мобилизации двигательных и морально-волевых качеств. Педагогу необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь учителя.
Чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы аккумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.
Кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания:
- принцип сбалансированного повышения нагрузок, предписывает учитывать изменения параметров нагрузки в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
- принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся, является наиважнейшим и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха, предусматривает рациональное чередование активности и отдыха в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний, переутомления - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;
- принцип постепенного наращивания нагрузок, предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.
Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.
Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:
- ориентировочней;
- исполнительной;
- контрольно-корректировочной. Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняется исполнительная часть.
А контрольно-корректировочная - осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и исполнительной частей, но к неудачному результату действия, коррекция направлена на ориентировочную часть. Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочной основы действия.
Основными правилами контроля и руководства спортивной секцией являются:
- главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера, а также согласие врача на занятия в секции;
- контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
- проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;
- контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно - воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;
- важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале;
- проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.