СТАТЬЯ «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР-6-7 ЛЕТ»
«Методы и приёмы работы по составлению пересказа с опорой на серию сюжетных картин»
1.Знакомство с текстом.
2.Игра на фланелеграфе
3.Разминка ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)
4. Воспроизведение. Игра «Вопрос-ответ»
5.Дополнение предложений, даваемых родителями, требуемым по смыслу словом (отвечает 2-я подгруппа родителей(дети).
6.Составление пересказа адаптированного рассказа «Лягушка »
Первая часть семинара практикума (родители первая подгруппа, родители выполняющие роль детей)
1. Начнем с организационных моментов. Родители, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с текстом.
2. Чтение рассказа «Лягушка Квака».
Родилась лягушка, как ее сородичи, из головастика. Головастик избавился от кожи вместе с хвостом. Появилась на болоте новая жительница. Она смотрела на своих родителей большими, насыщенно-зелеными глазами, а ее кожа была нежной. Для родителей она была самая прекрасная из всех. Когда Квака впервые издала звук, ее звонкий, пронзительный голос покорил их сердца.
«Наша дорогая Квака! – воскликнули родители. – Мы уверены, что ты не простая лягушка, а заколдованная принцесса! Однажды прекрасный принц пригласит тебя на бал».
Она целыми днями напролет исполняла мелодии и стихи. Подружки смотрели на нее и завидовали. Однажды, Квака пела, и не обратила внимания, как на болоте приземлился аист. Подружки от страха бросились в воду. А певица даже не шелохнулась с места.
«Мне ли бояться Аиста, – подумала она с гордостью, – ведь я заколдованная! А вдруг он и есть принц. Но аист широко раскрыл свой клюв и проглотил певицу .
3. Другая группа отвечает, представляя детей. Затем родители меняются ролями. Разбор содержания рассказа по вопросам, подготовленным одной из групп родителей.
Предполагаемые вопросы (родителей):
1. Из чего появилась лягушка ?
2.Что делала Квака после появления?
3.Что сказали родители, увидев Кваку?
4.Кого Квака ожидала?
5.Кому она пела ..?
6. Кто появился на болоте?
7.Что сделали подружки Кваки?
8. Что она подумала, хвастаясь?
Игра с панно "Кто, что?": Задания и вопросы.
Используем фланелеграф для игры «Кто? Что?», «Какой? Какая? Какие?», «Что делает(ют)?».
В начале игры каждому участнику выдаются полоски с написанными на них словами, обозначающими предметы, качества и действия.
Раздел "Кто? Что?"
1.Что и кого можно различить на первой иллюстрации? (Лягушку)
2.Кто испытывал к ней любовь? (Родители)
3. Кого ожидала Квака? (Принца)
4.Кто внимательно слушал пение ? (другие лягушки)
5. Что получала она от подружек? (Цветы)
6.Кто однажды спустился на землю? (Аист)
Раздел "Как она выглядела?"
1. Каким чудом казалась она своим родителям? (Невероятно прекрасной)
2.Какого оттенка были её глаза? (Изумрудно-зелёные)
3.Какой была её кожа на ощупь? (Бархатистая, нежная)
4.Какой звук издавал её голос? (Пронзительный, высокий)
5.Какой формы был клюв у аиста? (Просторный)
Раздел "Что происходило?"
1. Чем занимались глаза Кваки? (Озирались вокруг)
2. Что она сделала впервые в жизни? (Запела песню)
3. Что сделали её родители, услышав это? (Выразили удивление)
4. Что принц должен был сделать для лягушки? (Пригласить на бал)
5. Что она декламировала, сидя на зеленом листе? (Стихи)
6. Что сделал аист, прилетев на болото? (Спустился на землю)
7. Что случилось с подружками, увидев аиста? (Они в панике разлетелись)
8. Что сделал аист, широко раскрыв клюв? (Заглотил)
9. Что произошло с болотом после этого? (Наступила тишина)
Закрепление материала: Обсуждение сказки.
Вопросы для родителей (разделены на группы):
1. О чём повествует сказка о лягушке?
2. Как она появилась на свет?
3. Кому она посвящала свои мелодии?
4. Что делали подружки-лягушки?
5. Какое действие совершил аист?
6. Что произошло на болоте?
Упражнение: родители (в роли детей) дополняют предложения, используя подходящие слова.
• Она возникла из … (водяной глади).
• Квака смотрела на … (своих близких).
• Её шкурка была … (нежной, гладкой).
• Пронзительный голос восхитил … (родителей).
• Ты не просто лягушонок, а прекрасная … (царевна).
• Когда-нибудь прекрасный принц … (прибудет).
• Со всех сторон на неё смотрели … (подруги).
• Однажды на землю приземлился … (аист).
• Подружки разлетелись, словно … (осы).
• От испуга они прыгнули … (под корягу).
• Мне ли бояться аиста, ведь я … (заколдована).
• Возможно, он и есть тот … (спаситель).
• Аист слушал пение без … (интереса).
• Он распахнул свой … (клюв).
• Проглотил … (певицу и её песню).
• Болото … (затихло).
Подведение итогов и анализ рассказов родителей, играющих роль детей. Оценка жюри. Вторая часть практического занятия-родители меняются ролями.