Функции ЦОР и ИКТ при использовании на уроках химии.
Котаева Светлана Николаевна ([email protected])
Помогаева Екатерина Геннадиевна ([email protected])
Муниципальное бюджетное общеобразоватльное
Аннотация
При переходе системы образования от знание-ориентированного подхода к системно-деятельностному подходу ИКТ играют значительную роль. В 21 веке ускорение научно-технического прогресса и обилие информации выдвигают новые требования к организации образовательного процесса. Каждый учащийся оснащен мобильным телефоном с доступом в интернет, который можно с успехом использовать для нужд урока. Перед учащимися ставится проблема, ответ на которую можно дать, проанализировав информацию, имеющуюся в свободном доступе в сети. Причем акцент делается не на механическое скачивание, а на поиск и анализ источников: онлайн-книг и электронных библиотек, сайтов научных журналов и издательств, сайтов научных новостей.
Для качественного и продуктивного использования информационных технологий обучения учителю естественнонаучных дисциплин необходимо грамотно ориентироваться в имеющемся программном обеспечении.
Предметное обучение подразумевает в своей основе фундаментальные тенденции развития образования и науки, и коррелирует с такими событиями, как ускорение интегративных процессов, многофункциональна дифференциация обучения, фундаментальность содержания изучаемой области. Существенно этому способствует технологизация обучения в условиях широкого внедрения новых информационных технологий в практику преподавания всего комплекса естественных наук и биологии, в частности.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу) с учётом потребностей найти информацию энциклопедического характера;
- наглядное пособие, при помощи которого возможно детальное изучение химических объектов посредством виртуальной среды (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер при подготовке к различного рода промежуточным и итоговым испытаниям;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, изображений, мультипликаций и т. д., их хранения;
- текстовый редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде при помощи средств математической обработки и моделирования);
- средство моделирования биологических процессов, явлений, действия законов.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в сети Internet.
Возможные варианты применения и использования:
- при проведении демонстрационных опытов;
- при самостоятельном изучении того или иного материала на уроке;
- при выполнении лабораторных работ;
- на этапе проверки полученных знаний, при промежуточном контроле с помощью теста, лабиринта или с помощью кроссвордов;
- на этапе нового материала с помощью презентаций.
Функции ЦОР и ИКТ при использовании на уроках химии.
Как и в классической дидактике функции любого средства обучения включают три функции:
- Обучающие функции.
- Развивающие функции.
- Воспитательные функции.
Учитель химии может при помощи ИКТ дополнительно анализировать:
- Все виды учебной и внеучебной деятельности, например, анкетировать учащихся
- Обобщать свой опыт педагогической деятельности
- Подводить итоги успеваемости.
- Самостоятельно конструировать электронные пособия и т.д.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ. В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
- изучение производств химических продуктов;
- моделирование химического эксперимента и химических реакций;
-система тестового контроля - подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Стоит отметить, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.