СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Функциональная грамотность на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья знакомит учителей начальных классов с  различными видами работ, которые можно использовать  на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Статья "Функциональная грамотность на уроках русского языка"»

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считается формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяется изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания даётся детям – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания, всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально. При этой форме работы формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам.

Графические выделения орфограмм.(подчёркивание)

Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания, у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку. Этот вид работы следует начинать следующим образом: сначала диктуются слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического можно провести игру «Эхо». Читается слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагается ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.


Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

На уроках обязательно проведение игровых моментов.

«Кто быстрее?» (вставь попущенную букву )

Прим * рение кр*сота

К*тание л*сник

Гол*довка с*сна

З*рно тр*ва

«Угадай слово».

К-р-нд-ш, л-ст-п-д, -д-жд-, д-ж-рн-й.

«Пиши –не спеши» -диктуются слова, а дети их изменяют, чтобы было сочетание жи – ши.

Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж.

«Одна буква». Замени одну согласную в словах: лёд, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село. Можно дать вариант буквы, а можно доверить детям.

«Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

«Помоги Деду –Буквоеду вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Докажи, почему вставили такие буквы.

«Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Чтобы вызвать интерес к уроку используются стихотворные упражнения по орфографии.

Например,:

Имена, фамилии, Начинает буква

Клички, города - Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Иннокентьевка, Москва.

Семьи из слов живут на Земле.

По корню узнаешь о близком родстве.

Не надо их сходства, дружок, нарушать.

И корни-близняшки с ошибкой писать!

Сочетания жи –ши только с буквой «и» пиши!

Сочетание чу – щу с буквой «у» пишу.

Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)

Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.

«Найди лишнее слово». Например, предлагается учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Важное место при обучении правописанию отводится работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над орфографическими ошибками начинают с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даются образцы объяснения ошибок, закрепляются навыки правописания. Все ошибки группируются по типам орфографических правил и ведётся целенаправленная работа по их исправлению. Такая работа позволяет чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику.Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!