СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Города Золотого кольца России : Ростов , Углич, Ярославль".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России". Данный урок был построен как проект-урок для усвоения новых знаний "Города Золотого кольца России". Дети узнавали про города Золотого кольца России, выполняли много разных и интересных заданий, работали по карте.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Города Золотого кольца России : Ростов , Углич, Ярославль".»













Конспект открытого урока


на тему: «Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль».














Составила:

учитель начальных классов

Евдокимова В.И.




















г. Симферополь

2024 г.


Класс: 3–Б

Дата проведения урока: 10.04.2024г.

Учитель: Евдокимова В.И.

Название учебного предмета: Окружающий мир

Тема урока: «Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя: знакомство детей с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.

Задачи:

1. Расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей древних городов

2. Развивать речь учащихся, мышление, память, познавательного интереса к предмету.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к России, интерес к ее духовному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России ( Ростов , Углич, Ярославль).

-Приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.

-Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Личностные:

-Создание условий для развития интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в группе.

-Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию; воспитывать культуру поведения, взаимопомощь; развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.

-Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Метапредметные:

- Регулятивные универсальные учебные действия:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- Коммуникативные универсальные учебные действия:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Используемые методы обучения: словесные, наглядные.

Виды контроля: текущий контроль.

Форма работы: парная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: история.

Оборудование: презентация, карта, задания, рабочий лист, видео фрагмент.


Структура урока (хронометраж):

1.Организационный момент (1мин)

2.Мотивация (2мин)

3.Актуализация опорных знаний (3мин)

4. Подведение к теме урока. Постановка цели и задач (3мин)

5. Изучение нового материала (8 мин)

Физкультминутка (2 мин)

6. Продолжение работы по теме урока ( 10 мин)

7. Закрепление (4 мин)

8. Итог урока (2 мин)

9. Рефлексия ( 2 мин)

10. Домашнее задание ( 1 мин)

11. Оценивание ( 1 мин)

12. Организационный момент ( 1 мин)


Ход урока

1. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. (Дети поворачиваются через левое плечо и кивают головой)

– А теперь, развернитесь друг к другу и улыбнитесь от всей души!

– Молодцы! Садитесь.

– Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: ручка, простой карандаш, три цветных карандаша, рабочий лист.


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать


2. Мотивация

-Ребята , скажите пожалуйста, что мы нового узнали с вами на прошлом уроке? (О городах Золотого кольца России ).

-А что такое Золотое кольцо России? ( Туристический маршрут).

-А с какими городами мы с вами познакомились ? (Сергиев Посад, Переславль-Залесский).

-Ребята , давайте вспомним на чем мы путешествовали ? (На самолете).

-А хотите узнать на чем сегодня мы с вами отправимся в путешествие? (Да).

-Для этого вам нужно отгадать загадку.


Не коптит и не шумит,

В небо высоко летит,

Состоит из шарика

И корзины маленькой! ( Воздушный шар).


-Верно, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. (Вешаю на доску воздушный шар и балласт).

3.Актуализация опорных знаний.

-Для того чтобы продолжить наше путешествие , нам нужно чтобы наш воздушный шар мог полететь. Для этого нам придется скинуть с него балласт. (Показываю балласт на доске).

-Ребята вы знаете что такое балласт? (ответы детей)

-Чтобы в точности знать, что обозначает это слово, давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. ( Читает ученик).

-Этот термин мы будем использовать на нашем уроке.

4.Подведение к теме урока.

-Чтобы узнать куда мы отправимся сегодня, послушаем стихотворение:

(Слайд 1, 2)

Тихий Углич

Залесский Переславль,

Жемчужина России-

Нарядный Ярославль

Ростов Великий и Сергеев Посад.

- Куда входят эти города? ( - в Золотое кольцо России.)

-Какие города из названных мы еще не посещали?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: Золотое кольцо России городов: Ростов, Углич, Ярославль. ( Открываю на доске).

- Каковы же цели нашего путешествия? (Слайд 3)

1) Познакомиться с историей появления городов.

2)Узнать об их достопримечательностях.

3)Больше узнать об истории нашего государства.

– Готовы? Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока.)

5. Изучение нового материала.

-Все готово к путешествию.

-Чтобы мы могли полететь , нам нужно скинуть первый балласт.

- И тогда наш воздушный шар полетит.

Наш путь лежит в Ярославль


Ярославль

(Слайд 4)

На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где река Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый( Слайд5) с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя. По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. (Слайд 6)

(Слайд 7)

Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. (Слайд 8 ) В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра. Здесь же можно увидеть театр имени Волкова. ( Слайд 9 )

-Ребята, обратите внимание на герб Ярославля . (Показываю на доску).

-В центре герба черный медведь держит лапой разновидность копья .

5.1 Работа в парах

-Ребята, у вас на партах есть рабочие листы. Предлагаю вам выполнить первое задание. Работать вы будете в парах.

-Вам нужно прочитать вопрос , выбрать правильный ответ , и рядом с ответом поставить (+)

-Приступаем к работе , кто выполнит поднимает руку.

1.На каком рисунке изображен герб города Ярославля?





2.Найди памятник Ярославу Мудрому





3.На каком фото первый в России театр Ф. Г. Волкова, который находится в нашем городе?







-А сейчас мы проверим , как вы справились с этим заданием.

(Слайд 10) Посмотрите на экран.

-У всех так?

-У кого не так , исправьте.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

-А теперь мы отдохнем.

Физкультминутка

Летит, летит по небу шар
По небу шар летит

Но знаем мы, до неба шар
Ни как не улетит.

Летит – взмахи руками,
Шар- руками показываем шар
По небу – показываем рукой вверх.
6. Продолжение работы по теме урока.

- Мы отдохнули и готовы отправиться дальше.

-Нам нужно скинуть второй балласт .

-И мы попадаем в город Углич. (Слайд 11)

-Об этом городе нам расскажут ребята , которые подготовили доклад о городе Углич.

1.(Первый ученик) Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович . Название город получил от того, что Волга здесь делает угол. Есть и вторая легенда : в этом месте выжигали угли. (Слайд 12) В городе есть центральная площадь , называется она «Успенская», потому что 300 лет назад на площади была построена красивая церковь во имя Успения Богородицы. У города так же есть свой герб , который представляет собой геральдический щит.
В красном поле царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича – серебряный нож, голову царевича обрамляет нимб золотого цвета. (Показывает на доску).

2. (Второй ученик) Углич богат своей историей . В Угличе много памятников старины. В этом городе есть Церковь царевича Димитрия “на крови” (1692 г.) воздвигнута на месте гибели восьмилетнего царевича. ( Слайд13 )

Церковь Дмитрия "На крови" была построена в 1683-1692 годах в восточной части Угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе восьмилетнего царевича Дмитрия. Трагическое и полное неясности событие потрясло город, когда погиб, играя в саду, царевич Дмитрий . Нет точного ответа , что произошло с царевичем. В истории много версий , одна из которых говорит о том, что Дмитрия убил сын няни. На месте, где был убит царевич Дмитрий люди построили красивую церковь, которую назвали : Церковь Царевича Дмитрия, что «на крови». И вот поэтому она красного цвета.

3. (Третий ученик) В этой церкви мы можем увидеть большой колокол, в который звонил пономарь Федот, когда узнал, что царевич убит. ( Слайд 14 ) Этот колокол наказали, за то, что он созвал народ в Кремль, когда был убит царевич. Его сослали в ссылку в город Тобольск, и угличане, которых тоже сослали в ссылку, везли его с собой целый год. Целых 300 лет колокол был в Тобольске и только 110 лет назад его привезли обратно в Углич и поместили в музей, чтобы люди могли видеть колокол.

-Спасибо, присаживайтесь.

6.1Работа в группе.

-А сейчас мы проверим, как вы запомнили новую информацию. - В рабочем листе под номером «2» кроссворд о городе Углич. -Работать вы будете в группах. – Та группа , которая справится , поднимает и соединяет ладошки.
Вопросы кроссворда:

•Название города, в котором мы сейчас побывали.( Углич)

• Главная площадь города Углич? (Успенская)

• Его сослали в ссылку на 300 лет. (Колокол)

• На какой великой реке стоит город Углич?(Волга)















(Слайд 15) с ответами. – А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. – Каждая группа по очереди ответит на один вопрос из кроссворда. – У всех так? У кого не так, исправьте.

-Молодцы ребята, вы быстро и правильно справились с кроссвордом. И готовы отправиться дальше.

6.2- Чтобы отправиться дальше мы скинем наш последний балласт.

-Вот мы и оказались в одном из древних городов Золотого кольца под названием Ростов Великий. – И сейчас мы посмотрим видеофрагмент.

-Так же Ростов Великий славился книжными богатствами, собранными в сокровищнице ростовских князей. На гербе города Ростова изображён серебряный олень в красном поле. Рога, копыта и грива у оленя выполнены золотом. Олень символизирует благородство, знатность, верность, чистоту и целеустремлённость, смелость. Этот символизм подчёркивается и цветами герба.( Показываю герб на доске).

6.3 -А сейчас мы с вами выполним задание номер «3» на рабочем листе. – Слова рассыпались, вам нужно их составить. – А теперь мы с вами проверим , все ли слова мы правильно составили.

– Провожу опрос детей. – У кого есть ошибки , исправьте. – Ребята скажите пожалуйста :

-1.Какие достопримечательности города вы запомнили?

-2.Что такое финифть?

-Молодцы!

7. Закрепление знаний.

-Ребята мы с вами побывали во всех городах Золотого кольца России.

-Давайте закрепим наши знания , выполнив работу .

- Сейчас мы поработаем с картой. Вам нужно записать названия городов в пустые окошки. Чтобы вам облегчить задание, возле каждого окошка изображен герб города.














- А сейчас мы проверим, как вы справились.

-Посмотрите на экран. (Слайд 16) У всех так? Если нет , исправьте. -Молодцы! Вы справились с заданием.

8. Итоги урока.

-И так наше путешествие подошло к концу.

-Нашему воздушному шару нужно спуститься на землю. А для этого мы должны ответить на вопросы.

-В каких городах побывал наш воздушный шар?

-Какие города Золотого кольца России мы изучили ранее?

-Как вы думаете мы достигли поставленных целей и задач ?

-Молодцы!

9. Оценивание

10.Рефлексия

– У каждого из вас на парте лежит маленький воздушный шар. Вам нужно раскрасить шар тем цветом , который соответствует вашему настроению. (Слайд 18)

Зеленый цвет обозначает: «Всё понятно! Я молодец!»

Желтый цвет означает «У меня не всё получилось, но я старался!»

Красный цвет означает «Мне нужно быть внимательнее!»

-Ребята, прикрепите воздушный шар возле города, который вы хотели бы посетить. 11.Домашнее задание

-Ребята , дома вам нужно написать доклад о достопримечательностях, которые мы с вами не затронули на уроке.

12.Организационный момент.

-Ребята , спасибо за урок! Вы большие молодцы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!