Готовность к школе.
Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в школу?
(выступление на собрании родителей будущих первоклассников)
Сл.1.
Что такое готовность к школе? Когда вы готовитесь записать малыша в школу, ваше сердце полно вопросов и тревог. Как поладит с товарищем, учителем? А готов ли он учиться?
Сл.2.
Начать хотелось со слов великого педагога Валентина Александровича Сухомлинского: «Если вы мечтаете оставить после себя след на земле, не обязательно быть выдающимся писателем или учителем, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитав хороших детей».
Перейти из мира детского сада в мир школы не так то и легко. Ребенку нужно помочь в этом. Кто-то может возразить, что научить малыша учиться – это прямая обязанность школы. Мы, учителя, воспитатели с себя ответственности не снимаем. Но разве не вы, родители – первые учителя и воспитатели своих детей. В жизни ваших детей сменится немало педагогов. Они придут и уйдут из их судьбы. И именно вы будете с сыном или дочерью всю жизнь. И именно вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок вырос добрым, умным, отзывчивым, целеустремленным.
Ученым удалось установить, что интеллект (умственные способности) формируются у детей с рождения. При этом 50% закладывается до школы, 30% в начальной школе, 20% формируется в течение всей дальнейшей жизни. Именно мы с вами играем основную роль в формировании интеллекта детей.
Главный вопрос, на который хотят узнать ответ родители «Готов ли ребенок к школе?» Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.
«Готовность к школе» - это тот уровень развития ребенка, при котором требования школы не приведут к нарушениям здоровья.
Сл.3.
Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения. А их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причем уровень их развития должен соответствовать определенным нормам.
Сл.4.
Общее развитие ребёнка – аспект подготовки, которой уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат или читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребёнок не только имел определённый запас знаний, но и умел ими пользоваться, умел рассуждать, думать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов и явлений.
Речь идёт о том, чтобы воспитывать у ребенка потребность в знаниях и сформировать у него способы их приобретения. Следует чаще задавать ребёнку вопросы типа: Почему?, А что?, Если?, Зачем?.
Ребёнок от природы очень любознателен, он рано начинает интересоваться окружающим миром, все малыши – почемучки. От того, как взрослые отвечают на многочисленные вопросы, зависит, угаснет, или разовьётся природная любознательность ребёнка.
Сл.5.
Следовательно, обязательна мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Почему дети не хотят идти в школу? Причина подобного отношения к школе - результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредоносно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.
«Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?»
«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
Такими словами взрослые сами формируют у детей отвращение к школе. Придется потратить много времени и сил, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Учебная мотивация - это осознанное стремление ребенка стать школьником, готовность соблюдать школьные правила и обязанности. А самое главное - должен быть сформирован интерес к получению новых знаний. Отсутствие мотива обучения свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе.
Умственное развитие складывается не только из определенного запаса знаний, (Сл.6.) но и умений выделять, рассуждать, делать выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий, понимание и выполнение словесного поручения взрослого, пополнение и активизация словарного запаса.
Сл.7.
Интеллектуальная готовность - способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти. Неустойчивость внимания, трудности переключения, низкий объём и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания так же могут осложнить процесс обучения, поэтому на занятиях в детском саду и дома надо использовать упражнения на развитие памяти, внимания, но они должны иметь систематический характер (например: заучивание стихотворений).
Эмоциональная готовность предполагает мотивацию к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Сл.8.
Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребёнка, без определённого уровня развития речи обучение будет затруднено. Несфомированность речи встречается часто (у 60%) . Как правило, это:
нарушение звукового произношения,
бедный словарный запас,
неумение вести диалог, составлять связные рассказы по картинке.
Если вы заметили нарушение звукового произношения, то обращайтесь за помощью к логопеду уже сейчас, до поступления в школу.
Сл.9.
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет активно учиться писать.
Сл.10.
Средства для достижения этой цели разноообразны.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда можно достигнуть наибольшего эффекта от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Очень поможет ребёнку, если он придёт в школу читающим. Это избавит его от проблем, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, чтение должно быть плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения.
А вот обучать письменному шрифту не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой. Важно проследить за тем, какая ручка в руках ребенка (она должна быть легкой, ровной в месте захвата), как ребенок ее держит (при письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева, средним поддерживать справа, указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки “смотрит” в сторону плеча).
Очень полезно лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике. Рука ребёнка будет крепкой и твёрдой.
Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку. Рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,
во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
*Научите детей всему, что умеете сами!
Сл.11.
Успешность психической адаптации ребёнка в школе зависит и от развития социальных навыков.
Личностное развитие – результат взаимодействия ребёнка и окружение взрослых. Ещё до школы это взаимодействие нужно сделать более эффективным.
Социальная готовность - потребность в общении, поведение в коллективе, способность обучаться.
Учите детей умению общаться в коллективе. При этом помните: вы зеркало, в которое глядится ребенок, закрепляя в своем поведении то, что он видит, усваивая тон, манеру общения в семье.
Сл.12.
Очень важно, чтобы взрослые давали образец доброжелательных, спокойных, уважительных, заботливых отношений друг к другу.
Сл.13.
Говоря о готовности ребенка, не стоит забывать о готовности семьи, которая складывается из следующих аспектов:
адекватная родительская позиция – семейная атмосфера, стиль отношений, установки родителей, личный пример;
наличие в семье четких правил – изменения дошкольной жизни, режим дня, по которым будут жить все члены семьи, по-новому распределенные обязанности членов семьи;
разумное включение семьи в работу со школой – познавайте ребенка, опираясь не только на собственный опыт, но прислушивайтесь к рекомендациям психологов, медиков, педагогов.
Учение - это труд, труд нелегкий. Учите ребёнка преодолевать трудности. Пройдите этот путь вместе с ребенком и учителем, помогая словом, делом и поддержкой.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное, не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Чаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Сл.14.
Здоровье ребёнка – главный фактор определяющий успех и трудности обучения. Почти 80 % школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Недостаточное закаливание, отсутствие режима дня, пренебрежение к физической культуре приводит к тому, что дети быстро утомляются, часто болеют, а значит, отстают в учебе.
Пока есть время, пролечите все хронические заболевания, если есть необходимость, предупредите учителя о том, что ребенок нуждается в особом внимании к здоровью.
Следует обратить внимание на правильную посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза.
Сл.15.
Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, что так же является важным показателем готовности ребенка к обучению. Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности. А у тех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых всегда много проблем.
Помните, что ребенок за одну ночь не сможет превратиться в школьника, ему нужна ваша помощь, поддержка, внимание, забота. Самое главное верьте в ребенка. Он поверит в свои силы, когда почувствует, что хотя бы один человек на земле верит в него: им может стать мама, папа, учитель, друг. Любого ребенка можно научить, если:
верить в него не делать за него, а вместе с ним (постепенно приучать: вместе, сам, без нас)
Сл.16.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
Сл.17.