СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ  ОТСТАЛОСТЬЮ

Кочергина Анна Петровна

учитель начальных классов

ОКОУ «Курская школа «Ступени»


Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь, и уважительное отношение к родителям, к родным местам, и гордость за свою семью, гордость за родственников, и соблюдение народных традиций.

Внимательные наблюдения за обучающимися, позволяют сделать вывод, что ребёнок с лёгкой умственной отсталостью обладает определённым количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и будущим. Особенно хорошо заметно это в сюжетных играх. В них отражаются все яркие события жизни страны. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств нужно начинать с первого класса коррекционной школы.

Любовь к Родине — это и дерево под окном, и родные напевы, и героическое прошлое нашего народа.

Всё великое, просто. Я не раз, как всякий педагог, корпела над проблемой гражданско-патриотического воспитания.

Весной 2018 года мне довелось побывать в краеведческом музее специальной коррекционной школы села Галтай республики Бурятия. Прошёл уже не один месяц, а меня до сих пор не покидает чувство гордости за коллег педагогов, построивших патриотическое воспитание таким образом, что после экскурсии, проведённой обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, захватывает дух и гордость за наш народ и педагогов, способных в маленьком селе поднять патриотическую работу на высочайший уровень.

В экспозиции музея есть стена славы, на которой фотографии земляков, участников ВОВ. В этом же ряду фотографии женщин, удостоившихся звания «Мать-героиня», а так как село небольшое, каждый выходец, уезжая из села, возвращаясь, приводит своих детей, внуков, а иногда и правнуков, поклониться предкам, а иногда, если они выросли в других регионах нашей необъятной страны, и познакомиться с ними.

Педагоги школы создали музей на таком уровне, что хочется приезжать и подпитываться этой энергией не один раз. В этом музее, хотя я, родом и из другого региона, почувствовала себя дома и в полной мере насладилась единением с Родиной. Каждому посетителю на выходе дарят «Волшебный мешочек» с травами, собранными в районе села Галтай. Я стала обладателем такого мешочка. И с этого момента, когда у меня, как и у каждого человека, случаются тяжёлые моменты, я вдыхаю запах трав степей из «волшебного мешочка».

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума. Ещё В.Г.Белинский и А.И.Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков стоит на нашей земле… Наш народ не может забыть тех, кто погиб в бою, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети должны тоже знать об этих страшных страницах истории. Ребенок с лёгкой умственной отсталостью способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая страшные рассказы о войне, не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств.

Очень значимо для ребенка в День Победы или в другой важный для семьи день пойти всей семьёй к Вечному огню, к памятнику и возложить к нему цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь. Так, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания.

Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, природу родного края. Но без помощи взрослого детям с интеллектуальной недостаточностью трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день, — это и есть его Родина!

Очень важно знакомить с достопримечательностями родного края. Знакомя ребенка с родным городом, селом, нужно обращать их внимание на памятники, музеи, театры и обязательно посещать их всей семьёй.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. В нашей школе празднуются «Масленица», «Колядки». Многие традиции появились совсем недавно. Например, такие праздники как День народного единства (4 ноября) и День независимости России (12 июня). Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа и всей страны.

К сказанному выше нужно добавить, что при воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, или посещённых памятников истории, а последующая беседа. Любить Родину— это знать ее.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — с семьи, с родного дома, улицы, где он живет, школы, в которой он учится.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Вместе с ребенком принимайте участие по благоустройству и озеленению своего двора.

Знакомьте с традициями своего народа.

Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.