СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Групповая работа-одна из эффективных форм организации урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о преимуществах групповой работы на уроках. Приведён пример такой работы на примере урока литературного чтения: Л.Кассиль "У классной доски".

Просмотр содержимого документа
«Статья "Групповая работа-одна из эффективных форм организации урока"»

Трапезникова Елена Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУООШ №12

Групповая работа-одна из эффективных форм организации урока

«Умение учиться-это новообразование, которое

в первую очередь связано с освоением формы

учебного сотрудничества.»

Г.А. Цукерман

Каждый учитель начальной школы ставит перед собой задачу: обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, как творческие, так и индивидуальные. В данный период у младшего школьника расширяется взаимодействие с окружающим миром, увеличивается потребность в общении. В связи с этим одним из важных условий является формирование коммуникативной компетенции школьника, которая развивается в учебном сотрудничестве. Одной из эффективных форм такого сотрудничества является групповая деятельность на уроке. Использование групповой работы позволяет сделать учебную деятельность субъектно0ориентированной, содействует успешной самореализации учащихся.

Групповая форма – организация учебной деятельности, которая предполагает выполнение различных заданий малыми группами под руководством учителя. Именно в групповой работе зарождаются процессы: самоопределения, целеполагания, мышления, исследования.

Отметим преимущества групповой работы в учебной деятельности:

- резкое повышение интереса к учению, улучшение результативности учебного процесса;

- формирование у детей качеств, которые требуются для успешного контакта с людьми;

- увеличение объёма усваиваемого материала и глубины его понимания;

- возрастание познавательной активности и глубины его понимания;

- развитие самокритичности (более точное оценивание своих возможностей).

Учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать взаимные склонности, способности при делении класса на группы, давать дифференцированные по трудности задания.

Следует отметить, что в групповой работе осваивается всё практически, поэтому быстрых результатов не стоит ожидать. Когда будут закреплены простые формы общения, можно переходить на более сложные. К ним относятся: поиск альтернативных решений, прогнозирование будущей деятельности, взаимопомощь, эмпатия, сопереживание, поиск контактов сотрудничества.

Изучив все преимущества групповой работы, стала использовать такую форму на своих уроках. Класс разделила на статичные группы (группы постоянного состава, которые в последствии менялись). Для этого использовала совет психолога Ю. Н. Кулюткина: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в том случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, снимается тревожность и страх.»

Нельзя забывать о том, чтобы дети были равносильны, т.е. в группу входили, как «сильные», так «средние» и «слабые» учащиеся. Состав группы 6-7 человек. Если на протяжении урока присутствует групповая работа, то школьников нужно рассадить таким образом, чтобы им было комфортно. Дети должны хорошо видеть друг друга, а также учителя и доску. При необходимости свободно перемещаться по классу.

Для более эффективной работы желательно распределить ролевые функции членов группы. Изначально это может сделать учитель, а потом сами дети. Возможны следующие ролевые функции:

  1. Секретарь - аккуратно записывает решения, заполняет листы оценивания.

  2. Скипер – защищает решения, отвечает на вопросы.

  3. Организатор – распределяет роли, следит за временем и действиями членов группы.

  4. Планировщик – планирует работу.

  5. Исполнители – осуществляют попытки решения.

  6. Критик – оценивает, сравнивает.

Эти роли могут плавно переходить друг в друга.

Приведу пример использования этого вида работы на уроке литературного чтения в 4-м классе: Л. Кассиль «У классной доски.»

Цель данного урока: через анализ художественного произведения узнать, какие черты характера были у народа, победившего фашизм.

Задания, предложенные для работы в группах (4 группы):

  1. «Корзина идей»

Наши предложения…

Предположите, какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм?

  1. Проверка домашнего задания.

Разделить текст на части и составить план.

Какой план наиболее удачный и почему?

3.Словесный портрет Ксении Андреевны.

1-я группа

Портрет (лицо, глаза, руки, волосы)

2-я группа

Черты характера

3-я группа

Как трудилась учительница?

4-я группа

Отношение к учительнице её учащихся, жителей села.

4.Характеристика героев.

По ходу рассуждений заполнялась таблица, в которой учащиеся характеризовали героев и их поведение.

5.Кластер.

Кто ковал победу? Как сражался и трудился народ в борьбе за Родину?

На протяжении урока, группа детей, выполняя различные задания, заполняла оценочный лист условными обозначениями ( +,- и другие).

Ф.И.

1.Корзина идей

2.План

3.Словесный портрет

4.Хар-ка героев

5.Кластер

Общий бал










В конце урока выставлялся общий балл каждому члену группы, и лидер давал словесную характеристику работы группы. Также было предложено детям заполнить индивидуальный оценочный лист.





Моя работа в группе

Моё оценивание

Мои предложения


Задавал (а) вопросы или нет?


Высказывал (а) своё мнение?


Мне понравилось работать в группе?




При анализе важно помнить, что оценивается не только результат, но и вся работа группы. Оценка должна быть корректной и не приводить к конфликтным ситуациям. В обсуждении необходимо проговорить, как члены группы принимали участие пи выполнении различных заданий, какими способами действий пользовались, какие мысли высказывали.

Работая в группе, учащиеся овладевают искусством «спора», учатся аргументировать своё мнение, уважать мнение других, планировать свою деятельность. Каждый ребёнок получает возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в «микроспорах», где нет авторитета учителя. Всё это и является основанием коммуникативной компетенции.

В заключении хочется отметить, что не всегда всё получается сразу. Правильная организация групповой работы требует огромного труда и терпения. Но если не сдаваться, то усилия вознаградятся. Ученик увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюблённого в знания человека», как заметил В.А. Сухомлинский.





























Список литературы:

1.Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-125

2.Кузнецова В.И. Почему нужно работать в группах? /И. В. Кузнецова// Начальная школа плюс До и После. -2002. -№11

3.Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/118806



4.Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985 г.