Игрофикация, как одно из условий повышающих эффективность процесса личностного роста обучающихся.
Главная проблема традиционной образовательной системы – оторванность ее от реального мира. Так, например, у школьника, а порой и у студента возникают вопросы «зачем?». И действительно, если посмотреть на проблему отсутствия мотивации в обучении, то чаще всего – это именно непонимание причины и цели, для чего изучается материал. Есть несколько элементов игрофикации, которые могут помочь в этом, как например постановка конечной цели, реальной задачи в качестве контрольной работы и предоставление материала для ее решения на лекциях. Если вспомнить контрольные работы, которые применяются сейчас, то они никак не тянут на реальные задачи. Современные образовательные методики ориентированы на прикладные знания и часто игнорируют развитие личностных компонентов профессионального успеха, таких как лидерство, коммуникабельность и умение сотрудничать. Игровые технологии позволяют гармонично развивать коммуникативные навыки совместно с традиционными знаниями. Доктор Джеймс Джи, например, считает, что видеоигры обладают всем необходимым для оптимального обучения: эффективной мотивацией, четкими целями, понятными результатами и возможностью получить обратную связь. Кроме того, Джи указывает на способность видеоигр тренировать важнейшие качества учащегося, развивая тактические знания, давая нужный опыт и разъясняя сложные моменты. Также одно из важных отличий компьютерных игр и стандартного образования – это отношение к ошибкам. В школе за ошибки наказывают, но редко, когда учителя хвалят за правильные ответы или решения. Поэтому ученики знают только то, что они сделали неправильно. Это приводит к тому, что ученики концентрируются только на оценках, но никак на самих знаниях и содержании в лучшем случае, в худшем – теряют тягу к обучению. В компьютерных играх основным принципом для игрока, чтобы достигнуть успеха является принцип обучения на своих ошибках. Неудача в игре толкает на поиск нового решения. Цена ошибки ниже, чем выигрыш. Также концепция преобразования занятий в игру по типу многопользовательской онлайн игры представлена в книге Ли Шелдона "The Multiplayer classroom". Данная концепция показала себя состоятельной и показала повышение успеваемости и заинтересованность учеников в процессе обучения. Главная цель игрофикации образования в том, чтобы знания было получать интересно. Ведь то, что приносит удовольствие человек, выполняет с большей охотой, чем скучную рутину.
При подготовке занятия с использованием элементов игрофикации преподавателю необходимо продумать мотивационную структуру игры. Все задачи, выполняемые в ходе игры, должны продвигать обучающегося на следующий уровень таким образом, чтобы он видел собственный статус и достижения, мог понять, улучшить свой результат.
Построение игроком стратегии игры, позволяющей обойти, избежать и исправить возможные ошибки, является одним из основных обучающих моментов при использовании игрофикации в обучении.
После изучения различной литературы по теме игрофикация, была предпринята попытка разработки игрофицированной системы для изучения геометрии в 7 классе.
У обучающихся начинают возникать трудности при изучении данного предмета, так как идёт более глубокое изучение геометрии как науки, а у многих детей ещё не развито геометрическое мышление. В связи с этим процесс кажется скучным и нудным, результат обучения не нагляден, отсутствует мотивация.
Но современные дети любят играть, особенно в RPG1, поэтому обучающимся 7 класса можно предложить сыграть в такую игру.
Очень важно погрузить обучающихся в игровой мир. Для этого нужно предложить им представить, например, что они находятся на новой неизученной планете и их задача найти и изучить как можно больше объектов и предметов. В этом нам могут помочь презентации, так как являются первым шагом игрофикации, поэтому можем использовать их как иллюстрации к урокам, построенным на основе принципа сюжетно-ролевых игр с участием обучающихся. Они подразумевают интерактивность и погружение в предложенную среду.
В данном случае учащиеся будут выступать в роли исследователей. Важно отметить, что все ученики должны начинать игру в равных условиях.
Таким образом, у обучающихся, появится интерес, будет мотивация и желание достигнуть конечную цель. Если ребёнок не захочет участвовать в данной игрофикации, то он может учиться по традиционной классической системе образования. Так как важно помнить, что игрофицированная система должна иметь прозрачные границы, то есть у обучающегося должна быть возможность выбора. В любой качественной игрофицированной системе должна быть некая связующая нить. Отсутствовать эта нить может только в двух случаях: либо если игра слишком короткая и там собственно нечего связывать, либо если она подкреплена какими-то весомыми призами из внешнего мира. Естественно, что игра когда-нибудь кончается, так же как и заканчивается учебный год. То есть наши исследователи полностью изучили всю планету. И как в любой игре по её окончанию игрок получает особый приз. В данном случае по окончанию изучения курса можно задействовать материальные призы. Например, так как мы представили курс геометрии и это первый год для учеников, когда они изучают её как отдельный предмет, логичнее всего призом может являться циркуль, линейка, карандаши и т. д., то есть инструменты для исследования новой неизученной планеты.
Кроме этого обязательно необходимо включать во внеурочную и урочную деятельность уроки игрового характера, уроки-путешествия, интегрированные уроки, например, уроки математики, интегрированные уроками литературы. Уроки данного вида позволяют стимулировать познавательную деятельность учащихся, позволяют расширить кругозор, проследить связь между предметами. Все это в совокупности помогает разработать педагогические условия для повышения эффективности процесса личностного роста обучающихся.
1 RPG (ролевая игра) – жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр.