СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Индивидуальная работа - ведущая форма работы с одаренными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная мысль этой статьи- "Учить не всех, а каждого!"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Индивидуальная работа - ведущая форма работы с одаренными детьми"»





 

Индивидуальная работа - ведущая форма работы с одаренными детьми


Учить не всех, а каждого

Особенности обучения детей в начальной школе.

Все мы хорошо знаем, что дети - разные. Естественно ожидать, что и учиться им надо по-разному. Однако, множество элементов системы образования одинаковы для всех детей. И это выглядит столь же неминуемым, как различие в детях. Все дети должны прийти на первый урок в 8.30, у всех детей в классе одна и та же учительница, все дети пытаются слушать одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Что намного важнее - мы хотим достичь ото всех детей одних и тех же результатов: например, знания одних и тех же правил арифметики и грамматики.

Однако, входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбирать себе область деятельности, виды развлечения, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: "как ужасно было бы, если бы все были одинаковы". У разных людей (детей) - разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.

Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Следовательно, в школе должны быть созданы соответствующие условия работы разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.

Индивидуальная работа с ребёнком, как условие развития его личности.


Развитие индивидуальности учащегося в условиях единообразия школьного образования - серьезная психолого-педагогическая проблема во все времена существования системы массового обучения.
Ни одна педагогическая система не отрицает необходимости индивидуального подхода к личности в процессе ее воспитания, но при этом система школьного образования ориентирована целиком и полностью на некоего «среднего» ученика и нацелена на формирование у этого «среднестатистического» ученика «обязательного уровня знаний, умений и навыков» и непременно в четко определенные «нормативные» сроки (отставание от этих сроков крайне нежелательно, а забегание вперед не поощряется).

Начальное обучение особенно, может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета общих возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в этот период жизни и данного конкретного ребенка вчастности.

Существует множество педагогических и психологических исследований, убедительно доказывающих, что при обеспечении систематического индивидуального подхода к ребенку при изучении любого предмета можно получить гораздо более высокие учебные результаты. В педагогической науке индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению»1.
Учение в индивидуальном темпе является наиболее старой и наиболее эффективной формой обучения, но в то же время весьма проблемной сегодня. Классно-урочная система может позволить ребенку продвижение в индивидуальном темпе только в течение небольшого промежутка времени, это обусловлено единым для всего класса учебным пособием, а вовсе не программой, как считают многие учителя..
Приведу наиболее распространенное определение понятия внутри классной индивидуализации обучения: «Внутри классная индивидуализация обучения — это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель на уроке в обычном классе массовой школы. С традиционной точки зрения цель индивидуального подхода к ребенку состоит в том, чтобы приспособить его (ребенка) к специфике учебного процесса, учебного материала, предназначенного для усвоения по тому или иному предмету.

В сущности, учитель-мастер — это тот учитель, который может приспособиться к любому ученику в начальных классах, и приспособить любого ученика к содержанию материала в старших классах.
Отечественные программы начальной школы сегодня жестко ориентированы на массовый результат. Таким образом, трезвая реальность школы вынуждает учителя заниматься натаскиванием учащихся на конкретные виды заданий в ущерб содержанию, в ущерб индивидуальному развитию ученика. Наличие жесткого лимита времени (стандартные сроки), отсутствие специально разработанных методических материалов (учитывающих различные типы учебной деятельности детей) и высокая наполняемость класса могут вообще поставить любую индивидуализированную работу с учащимися под угрозу срыва.
Однако высокая степень ответственности за детей лежит на учителе — фактически все зависит от его способности оценить потребности учащихся, изобрести такие виды деятельности на уроке, которые устроили бы каждого учащегося, найти (или сочинить самостоятельно) необходимые для этого средства и преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени.
Иными словами, речь идет о том, что средства обучения «нового поколения» должны представлять собой не традиционный учебник «один на всех», а учебно-методический комплект, позволяющий учителю, во-первых, получить индивидуально-типологическую «карту» своего класса и, во-вторых, выбирать методические материалы, наиболее адекватные стилю учебной деятельности ребенка с проблемами обучения, возникающими при стандартном подходе.

Индивидуальная работа с учащимися

Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.

Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для её организации, проведения, но результат стоит того. Зная своих учеников, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия. Недостаток проведения традиционных уроков в том, что учитель работает во время уроков на «средних» учеников, так как их больше, но необходимо работать и с одаренными детьми и с теми, кто не может работать в темпе «средних» учеников.

В своей практике использую много различных форм и технологий, я их делю на внеурочные и урочные.

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Индивидуальные занятия

Педагогика индивидуализации позволяет приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко- одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю – предметнику в работе необходимо:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т. д.), психические особенности ребенка.

  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени.

  4. Ребенку предоставить:

  • название темы

  • план изучения темы

  • основные вопросы

  • понятия и термины, которые он должен усвоить

  • практические работы

  • список необходимой литературы

  • формы контроля

  • задания для самопроверки

  1. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет

  • дата и время консультаций

  • главные рассматриваемые вопросы

  • время работы с темой по программе

  • фактическое затраченное время

  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

  • невыясненные вопросы

  • причины отклонений от сроков

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке темы.

  • Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для выполнения более сложных заданий, провожу консультации, даю им индивидуальные творческие задания. Например, сделать доклад (работа с дополнительной литературой, изучение занимательных материалов), составить небольшой тест или кроссворд (повторение и закрепление основных терминов), создать раздаточный материал или презентацию (отработка основных навыков работы на персональном компьютере) и т. п.

УРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

  • Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп. Эти группы могут быть сформированы различными способами. Например, при входе в кабинет получают разноцветные или разной формы карточки, которые учитель распределяет определенным образом, известным только ему. Можно составить:

    • равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня, но группы между собой равносильны, более «сильные» ученики помогают остальным понять материал, который защищает перед всеми обязательно «слабый» и по его защите ставиться отметка всем членам группы;

    • группы по уровням «сильные», «средние» и «слабые», которые будут выполнять задания разной степени сложности;

    • ролевые группы, как «группа консультантов», «группа теоретиков», «группа практиков», можно организовать все в игровой форме, и т. д.

  • Домашнее задание различных уровней сложности.

При подборе домашнего задания, всегда даю дополнительное задание. Оно выполняется по желанию учащихся, причем, чаще всего желают выполнить именно способные дети. При проверке д/з не скуплюсь на поощрения, похвалу.

Также даю задания разных уровней сложности, при этом ученик сам себе выбирает уровень.(Такие задания даются с 3-го класса, когда дети уже могут оценить свои возможности и желания).

  • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Выполняя индивидуальные задания(возможно с дополнительной наглядностью, со справочным материалом) ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что, в сою очередь, способствует дальнейшим успехам. Отдельные модули – тренажеры могут быть использованы не только на уроке, например во время устного счета, но и предложены отдельным учащимся либо на дополнительных занятиях, либо для работы дома, если они в этом нуждаются. Подобные задания позволяют самостоятельно, в индивидуальном темпе продвигаться в получении знаний.

Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. При условии, индивидуальные занятия на компьютере проводятся в системе, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером От манипуляций с мышью в первом классе до создания презентаций в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение, развитие творческого мышления и др.

  • Индивидуальная работа на уроке. Использование «Маршрутного листа» учащегося во время урока.

Маршрутный лист включает в себя задания, которые ученик должен выполнить на определённом этапе урока или задания, рассчитанные на целый урок (более сложный уровень). Такая форма индивидуальной работы моет быть использована как на уроке объяснения нового материала, так и закрепления. При составлении «маршрутного листа» важно помнить, что задания должны соответствовать изучаемой теме, быть продуманными, четкими, для того, чтобы ученик смог самостоятельно с ними разобраться. В течение урока учитель может проконтролировать ход самостоятельной работы. Но это не должно отвлекать весь класс. (Здесь работает принцип проведения урока в малокомплектной школе). Задания можно систематизировать из учебника, брать, в соответствии с темой, из какого-либо сборника или составлять самим. В конце урока самостоятельная работа должна быть оценена. Я вижу большую пользу в таком виде индивидуальной работы, так как формируется самостоятельность, ответственность, положительная мотивация учения.

-Итак, результатом всей урочной и внеурочной индивидуальной работы будет портфолио ученика.

  • Индивидуальное отслеживание достижений учащихся с помощью ПОРТФОЛИО.

1. «У каждого ученика будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов»  (министр образования В.М.Филиппов «Комсомольская правда» 14.01.2003)

2. Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе  является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
           Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
    Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
    Рефлексия – склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.
    3.  Главное не победа, главное – участие!
         Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
            Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
     Мотивация – побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.
    4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
         Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

  1. Возможный вариант составления портфолио.
    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
    Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
    Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
    РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
    Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
    «Мое имя» – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
    «Моя семья» – здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
    «Мой город» – рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
    «Мои друзья» – фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
    «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
    «Моя школа» – рассказ о школе и о педагогах.
    «Мои любимые школьные предметы» – небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
    РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»
    В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
    РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
    Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
    РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
    В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
    Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
    Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете – надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
    РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
    В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
    РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
    Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»
    В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает  положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

    В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»
    7. Важно помнить.
    В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Итак, одним из основных направлений развития современного образования, в частности, должна быть большая степень его индивидуализации, когда мы начнем меньше требовать одного и того же ото всех, но достигать больше своего для каждого и намного большего - для всех вместе.
















1 Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201