Индивидуально-ориентированная система обучения в начальной школе.
На этапе нового экономического и культурного развития государства перед образованием стоит социальный заказ на высокий уровень развития у человека нравственности, интеллекта, социального и физического здоровья. Введение новых стандартов и предполагает формирование универсальных учебных действий младших школьников. Я строю учебный процесс на основе технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО), так как она направлена на разрешение основного противоречия в традиционной школе, связанного с групповой формой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся. Кроме того количество актированных дней в начальной школе предполагает значительную долю в самостоятельной работе учащихся. ИОСО даёт такую возможность, благодаря разработанным мною индивидуально-ориентированным учебным планам (ИОУП) и доводящим карточкам.
Однако на сегодняшний день в Красноярском крае, для школы I ступени, данный подход находится в стадии разработки. В Норильске данной технологией в школе I ступени не занимаются. В 2008 году мы открыли педагогическую лабораторию по данной теме и заключили договор о сотрудничестве с Гимназией № 1 города Минусинска. Цель моей работы включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий и устойчивых навыков. Для этого я решаю следующие задачи:
создание благоприятных условий для формирования способов самостоятельной образовательной деятельности учащихся для овладения учащимися знаниями и умениями по предмету в рамках нового государственного образовательного стандарта, развитие универсальных и специальных умений, творческих способностей, саморазвития и самореализации учащихся через индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУПы), доводящие карточки;
формирование умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации через схематизацию учебного материала, работу по доводящим карточкам;
активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения ими различных предметов, развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, через использование новых форм и средств организации урока, способов организации взаимодействия (работа в парах, группах с позиционным разделением ролей по определённым алгоритмам), работу по взаимопередачи тем, взаимообучение. Вышеуказанные средства и способы работы в системе ИОО не имеют ограничений в применении, так как полностью соответствуют принципам дидактики. Возможные риски:
часть детей могла отказаться работать в той или иной паре или группе
низкая мотивация обучения у обучающихся
низкие волевые качества личности ребёнка
Для эффективной организации учебного процесса детям было предложено самим определиться с парами и группами, в которых они желают работать. Для наилучшего результата учебной деятельности по ИОСО в работу были вовлечены родители учащихся. Было проведено анкетирование среди учащихся и родителей на начало эксперимента и через 6 месяцев. Анкетирование показало, что данная система удовлетворяет требованиям родителей и возможностям учащихся. Если изначально часть родителей и детей испытывали тревогу и сомнение, то при совместной работе этот вопрос был разрешён. Данную систему можно применять как при традиционном обучении, так и при развивающем. Затраты средств и времени на подготовку и проведение учебного процесса с помощью данной технологии оправдываются результатом. Многие материалы для использования на уроках можно найти на сайте лаборатории ИОСО Красноярского института. www.ioso.cross-edu.ru
Для реализации данной технологии необходимо и достаточно на мой взгляд:
желание учителя работать по данной системе
ознакомление с особенностями ИОСО и повышение квалификации на курсах по ИОСО
адаптация уже имеющегося собственного дидактического материала новым формам работы и создание нового вида дидактического материала непосредственно для ИОСО (разработка ИОУПов по предметам, доводящие карточки, алгоритмы работы в парах, группах)
отслеживание результатов индивидуального продвижения каждого ученика по методике КОД
желательно данную технологию использовать всем педагогам, работающим в классе и на всех предметах
Для диагностики результатов деятельности в ИОСО я использую:
1. успеваемость (отслеживается по ИОУПам и по четвертям)
2. темп учебной деятельности (отслеживается совместно с психологом на начало года и по четвертям)
3. познавательная активность учащихся (отслеживается психологом на начало года и по четвертям)
4. тип мотивации учебной деятельности (отслеживается психологом на начало года и по четвертям)
5. овладение умениями и навыками учащихся (отслеживается по четвертям)
6. эмоционально-волевое развитие (отслеживается психологом на начало года и по четвертям)
7. коммуникативная активность (отслеживается по четвертям)
В сравнении с существующей практикой педагогической деятельности применение ИОСО наиболее эффективно, так как данная система:
создаёт благоприятные условия для формирования способов самостоятельной образовательной деятельности учащихся для овладения учащимися знаниями и умениями по предмету в рамках нового государственного образовательного стандарта;
формирует умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
развивает универсальные и специальные умения, творческие способности, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся:
активизирует мыслительную деятельность учащихся в процессе изучения ими различных предметов, развивает эмоционально-волевую сферу обучающихся.
В результате деятельности отмечаются следующие тенденции:
Повышение успеваемости
Увеличение темпа учебной деятельности
Изменение типа мотивации учебной деятельности (избегание неудач на достижение успеха)
Повышение познавательной активности учащихся
Улучшение в овладение умениями и навыками учащихся
Улучшение в эмоционально-волевом развитии
Повышение коммуникативной активности
В отличие от традиционного обучения, ИОСО предоставляет возможность для диагностического общения ученика не только с учителем, но и со своими одноклассниками:
1. совместное изучение нового материала в парах или в малых группах;
2. своевременное обращение за помощью к ученикам-консультантам или товарищам;
3. периодическое оценивание ответов друг друга при сдаче изученного материала
Для меня как учителя начальной школы важно, что в результате работы по ИОСО, учителя средней ступени отмечают, что учащиеся без особых проблем проходят процесс адаптации при переходе в 5 класс. Приобретённые способы работы на уроках в начальной школе в дальнейшем способствуют наилучшему усвоению учебного материала. Универсальные учебные действия, сформированные у ребят на занятиях по ИОСО, актуальны не только на учебных занятиях в дальнейшем, но и в повседневной жизни, при общении с окружающими, при решении каких-либо проблем, вопросов не связанных с обучением. Дети самостоятельно принимают решения, несут ответственность за свои действия, оценивают результаты, как своей деятельности, так и других. Уважают мнение окружающих, терпимо относятся к точке зрения отличной от своей. Чувствуют себя уверенно и самодостаточно в социуме, дают адекватную самооценку своей личности, так как уровень достижений определяется самим учеником.
Данный опыт представлялся:
на заседании учёного совета НИПК в 2008 году, открыта городская педагогическая лаборатория
на Городском конкурсе «Презентации опыта деятельности по реализации здоровьесберегающих программ в ИОСО» в 2009 году Презентация проекта заняла 1 место, грамота УО
на заседаниях «Круглого стола» в рамках работы городской педагогической лаборатории.
на общественном смотре знаний для жителей микрорайона на базе школы
на семинаре 28-30 сентября 2009 года в городе Красноярске. По итогам работы на семинаре, принято решение о представлении мастер-класса по данной теме на Всероссийской конференции «Современная дидактика» в 14-16 января 2010 года.
На своих уроках я использую индивидуально–ориентированный подход, формирующий универсальные учебные действия, создавая условия, обеспечивающие активность школьника в образовательном процессе за счёт увеличения возможности выбора и формирования обобщённых способностей выбора у ученика. Сама по себе данная технология мне близка, так как соответствует современным требованиям к выпускнику начальной школы. Тем более что приёмы и правила в данной системе не являются окончательными и алгоритмизированными, т.е. требуется поиск и разработка новых программ индивидуально-ориентированного подхода организации обучения, воспитания и развития в условиях начальной школы.
Решая проблему традиционной школы, передо мной встал вопрос, как организовать урок так, чтобы включить всех детей в учебный процесс. Детям было предложено самим выбрать, с кем они хотели бы сидеть и работать в паре и группе. Таким образом, была снята проблема отказа от работы друг с другом.
Процесс обучения осложнен и погодными условиями нашей местности, особенно в начальной школе количество «актированных» дней (когда по погодным условиям дети не могут посещать школу) негативно влияет на прохождение и усвоение программного материала. Учащиеся, занимающиеся самостоятельно в «актированные» дни, не всегда в состоянии качественно усвоить материал или распределить уровень и объём работы. Многие дети, которые хотели бы в этот период заниматься самостоятельно, не могут организовать процесс обучения в домашних условиях. Но есть и такая категория учащихся, которая «актированные» дни рассматривает как дополнительные выходные. Эту проблему помогают решить индивидуально-ориентированные планы, которые обеспечивают каждому учащемуся объём и сроки прохождения учебного материала самостоятельно.
Здесь важно отметить, что мои уроки от традиционных отличаются наличием таких этапов как:
психологический настрой на урок;
целеполагание, где цель урока определяется не учителем, а учеником;
работа по индивидуальным планам, где сам ученик определяет уровень и темп самостоятельной работы и несёт за это ответственность;
рефлексия, важное качество, позволяющее разумно и объективно анализировать свои рассуждения и поступки, вырабатывать умение различать образ суждений и предпринимать самостоятельные попытки его строить, а также развивать способности как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия.
Наиболее главным и существенным достижением учителей, использующих Индивидуально-ориентированную систему обучения, считаю возвращение в школу ценности урока – обучающего, воспитывающего, развивающего, обеспечивающего целостный (не мозаичный) образовательный процесс. Для меня как для учителя было важно не выявление уровня незнания учащимися каких-то вопросов, тем, а формирование у них многообразного социального опыта управления собой в ходе учебной деятельности. А для учащихся за счёт преодоления ими учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения (работа по индивидуально-ориентированным планам) появилась возможность получить реальный опыт ответственности за собственную жизнедеятельность.
Используя в учебном процессе наряду с обычным учебным текстом схематизацию, существенно интенсифицирую сам процесс обучения. Схема в этом случае выступает в качестве опоры для понимания содержательной части текстового источника.