СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Индивидуальный образовательный маршрут педагога - опыт, проблемы и пути решения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по реализации программы повышения квалификации в процессе разработки индивидуального образовательного маршрута педагога. 

Просмотр содержимого документа
«Статья: Индивидуальный образовательный маршрут педагога - опыт, проблемы и пути решения»

Содержание статьи: Индивидуальный образовательный маршрут учителя: опыт, проблемы, перспективы развития.

Подготовила: учитель истории и обществознания МАОУ «Уватская СОШ» Горбунова Т.А.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) — востребованная технология профессионального развития, которая предусматривает целенаправленное проектирование дифференцированной образовательной программы, направленной на осуществление профессионального развития при условии квалифицированной методической помощи и административной поддержки. 

Мы с вами знаем, что ключевым аспектом в профессиональной деятельности педагога является непрерывное образование, необходимость которого также обусловливается прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Меняется мир – меняется учитель

ФГОС на первое место ставит не достижение академических успехов, а освоение универсальных учебных действий, что позволяет учащимся успешно адаптироваться в новой социальной действительности.

А поскольку роль учителя заключается во всестороннем способствовании развитию школьников, в качестве основных ориентиров развития профессиональной компетентности педработников вынесены следующие (1):

Овладение инновационными методами реализации образовательных областей в соответствии с принципами ФГОС.

Освоение технологии проектирования условий ведения воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Расширение форм взаимодействия с родителями школьников.

Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

К сожалению, методическая литературы не дает единый перечень необходимых компетентностей педагога. Напротив, выделяют несколько их классификаций. Но ясно одно – самообразование в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом является неотъемлемой частью работы педагога в современных условиях

Перед тем как составлять ИОМ я задалась вопросом – чем же он отличается от плана по самообразованию, который мы составляли раньше? Ответ пришел сам – комплексностью подхода к совершенствованию профессиональных компетенций педагога.

Разработка плана осуществляется в несколько этапов
, которые я попробую охарактеризовать и дать краткий комментарий о своем опыте:

I этап. Самоактуализация педагогической деятельности, выполнение корреляционного анализа, тестирования и самонаблюдения для выявления пробелов в практических навыках и теоретических знаниях, потребности в повышении уровня подготовки, необходимого для выполнения всех профессиональных задач. Анализировать необходимо и провалы, и достижения. Выделение проблемных зон и несформированных умений.

С 23 декабря 2019 г. по 03 января 2020 г. я проходила диагностику на сайте https://diagnostics.mgpu.ru/ в рамках апробации диагностических материалов, в том числе материалов, подготовленных для проведения независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена, а также моделей построения индивидуальной образовательной программы с учетом выявленных дефицитов учителей-предметников. Я получила результаты через некоторое время по двум компетенциям – методической и предметной. На данном этапе возникали технические трудности, связанные с работой федерального ресурса. Сайт был не всегда доступен, сами тесты являются Также этот этап требует достаточно временных ресурсов, чем не всегда располагает учитель.

Для того, чтобы иметь представление о своих дефицитах я решила помимо тестирования, предложенного федеральными ресурсами воспользоваться такой платформой как Яндекс. Она предлагает пройти интенсив курс «Я-учитель». Возможно, он вам уже знаком. Для меня он был интересен и моими результатами и теми ресурсами , которые он предлагает.

Плюс данного ресурса в том, что по итогам тестирования вы получаете сертификат, что важно при подтверждении своих достижений, общую информацию о результатах всех участников и рекомендации с набором интересных ресурсов.

II этап. Составление индивидуальной образовательной траектории, определение методов, приемов, форм работы учителя, направлений самообразования.

Я воспользовалась образцом ИОМ, предоставленным нам центром непрерывной профессиональной переподготовки учителей г. Тобольска, наверное как все педагоги, работающие с этим центром.

III этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута. Самостоятельная работа с  информационными источника и курсы повышения квалификации с целью повышения знаниевого компонента. Участие в научно-методических семинарах, конференциях, творческих объединениях учителей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов для формирования деятельностного компонента.

В ходе реализации ИОМ у педработника могут возникать трудности, связанные с достижением поставленных целей. Поэтому для обеспечения процесса непрерывного профессионального развития практикуется заполнение «дорожной» карты реализации индивидуального образовательного маршрута педагога, в ходе которой определяются основные этапы деятельности по самообразованию: планирование мероприятий и видов активности, оценка необходимых ресурсов, анализ достигнутых результатов.

При заполнении «дорожной» карты следует обязательно выделить такие направления деятельности учителя:

  1. Повышение квалификационного уровня (систематическое освоение модулей профподготовки в системе непрерывного образования).

Для этого существует огромное множество различных электронных образовательных ресурсов, главное подобрать качественный. Один из ресурсов , с которым я работаю уже несколько лет вам хорошо знаком – онлайн-школа Фоксфорд.

  1. Участие в деятельности профессиональных сообществ — педагогических объединений, экспериментальных творческих групп.

Сейчас их огромное количество. Я активно работаю с ресурсами УРОК.РФ, Мультиурок, Интернетурок и т.д.

  1. Методическая работа (ознакомление с традиционными и новаторскими формами ведения педагогической практики).

На данном этапе очень хорошую помощь окажет сайт Георгия Аствацатурова Дидактор. Многие ресурсы, которые он предлагает пригодились мне и для организации дистанционного обучения в период вынужденной самоизоляции и повышенной готовности.

IV этап, который мне еще предстоит пройти. Рефлексивный анализ, позволяет определить достижения учителя по отдельным направлениям построенного маршрута и внести коррективы в дальнейшую работу. Этот этап актуализирует гностическую функцию педагога. 

V этап. Продвижение по образовательному маршруту с постоянной рефлексией деятельности.  

Мы видим, что большую роль в успешной реализации образовательного маршрута играет самоорганизация педагога. Если отнестись к ИОМ как к рабочему инструменту педагога, меняющемуся в зависимости от новых условий использования или обнаружения новых дефицитов, то он несомненно окажет подспорье в работе и самосовершенствовании деятельности педагога.

Используемые источники и интернет-ресурсы:

  1. Образовательный маршрут педагога. Статья.  https://www.menobr.ru/article/65221-qqq-17-m4-obrazovatelniy-marshrut-pedagoga

  2. Интенсив –«Я учитель» https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!