СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Информационные технологии на уроках иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . раскрывает теоретическое и практическое применение инофрмационных технологий на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Информационные технологии на уроках иностранного языка"»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В школе основным видом работы у обучающихся считается учение, в следствие этого необходимо находить возможности увеличения их активности в данном процессе, что будет содействовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки детей, но и формированию интенсивной личности в целом.

Выдающийся американский писатель, прозаик, автор популярных новелл О. Генри сказал: «Оттого, что мы будем сидеть в классах, рыться в энциклопедиях и в учебниках истории, мы не станем мудрее». Быстрое внедрение информационных процессов в всевозможные сферы жизни требует разработки свежей модели системы образования на базе передовых информационных технологий. Речь идёт о разработке критерий для раскрытия креативного потенциала человека, становления возможностей, воспитания необходимости самосовершенствования и ответственности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального, общего и среднего образования материально-техническое и информационное оборудование образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения опытов, в том числе с внедрением учебного лабораторного оснащения, вещественных и виртуально-наглядных моделей. Образовательное учреждение надлежит также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), том числе к электронным образовательным ресурсам, расположенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.1

В базе любой инновационной работы лежит творческое начало. Творческая работа подразумевает становление эмоциональной интеллектуальной сфер личности. Это одна из ключевых задач современного образовательного процесса. Учебная работа в школе требует использования определенных технологий, обеспечивающих решение предоставленной задачи. Такими считаются инновационные формы изучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критичного мышления.

Электронные образовательные ресурсы обладают высоким потенциалом для формирования познавательного интереса обучающихся школьного возраста, в частности за счет мультимедийности, компьютерной визуализации учебной информации. Формирование и активизация познавательных интересов и действий обучающегося происходит через его включение в различные виды деятельности. Использование электронных тренажеров, обучающих и контролирующих пособий, слайд-шоу и презентаций повышает интерес детей к материалу.

Приоритетным направлением информатизации образовательного процесса в школе считается обширное внедрение информационных технологий в обучении (при соблюдении необходимых здоровье сберегающих мер) для становления личности обучающегося школьного возраста, его креативных возможностей, внимания к учению, формирования стремления и умения обучаться, освоения системы познаний, умений и способностей, навыка всевозможных видов работы, хранения и поддержки оригинальности.

Информационные технологии (ИТ) — процессы, способы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и методы воплощения этих процессов и способов (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);2 приёмы, методы и способы использования средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, сбережения, обработки, передачи и применения данных; ресурсы, нужные для сбора, обработки, сбережения и распространения информации.

В 2012 году в Российской Федерации был принят Закон «Об образовании», позволяющий и рекомендующий учебным заведениям использовать программы электронного обучения, дистанционные образовательные технологии при всех формах обучения и образовательных программах, реализуемых учебными заведениями.3

Реализации данных целей содействует внедрение электронных образовательных ресурсов в фронтальной, коллективной и индивидуальной работе; использование информационных технологий для организации самостоятельной учебной и творческой работы, самопроверки и самоконтроля, изучения, моделирования.

Внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в школе разрешает перейти от объяснительно-иллюстрированного способа изучения к деятельностному, при котором обучающийся школьного возраста делается активным субъектом учебной работы. Это содействует осознанному усвоению познаний обучающимися.

Информационный инструмент учебной работы - это программный продукт, позволяющий обучающемуся или же учителю изготовлять функциональные действия над информационными источниками (объектами), делать их, заменять, связывать, транслировать и так далее. Среди информационных инструментов возможно выделить:4

1) общепользовательские инструменты, применяемые учителями и обучающимися такие как: веб-браузер, почтовая программа-клиент; программ просмотра графических изображений; программа проигрывания мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа и прочее;

2) общекультурные образовательные инструменты, применяемые учителями и обучающимися включающая в себя: интегрированную конструктивную творческую среду, инструментарий для зрительного программирования; тренажер изучения клавиатурному письму; тренажер формирования способностей грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации данных набора цифровых датчиков, применяемых в цифровой лаборатории;

3) педагогические инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями, к которым относятся электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.

Состав электронных учебно-методических комплексов определен приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" и подключает учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета, учебник по учебному предмету, практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические совета для обучающегося по исследованию учебного предмета, организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющему гарантировать освоение и реализацию образовательной программы.5

Разработкой и внедрением в учебный процесс ИТ деятельно занимаются такие ученые, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. И. Цветкова и др.

Систему применения ИТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап: выявление учебного материала, требующего определенной подачи, тест образовательной программы, тест направленного на определенную тематику планирования, выбор тем, выбор на подобии урока, выявление индивидуальностей материала урока предоставленного типа;

2 этап: подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или же контролирующего);

3 этап: использование информационных продуктов, использование на уроках различных типов.

4 этап: тест производительности применения ИТ, исследование динамики итогов, исследование рейтинга по предмету.

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние и здоровье обучающихся, это вызывает необходимость придерживаться требованиям СанПиНа по продолжительности использования электронных образовательных ресурсов.

Впоследствии применения технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, нужно проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.6

Информационные технологии создают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса в школе, развития познавательного интереса, необходимого для успешного обучения, а также мышления, воображения.

Практическое использование информационных технологий предполагает новый вид познавательной активности обучающегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности детей, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

На сегодняшний день есть большая численность вебсайтов, приуроченных к педагогам иностранных языков. На таких веб-сайтах возможно найти готовые уроки педагогов иностранного языка, газетные заметки, тексты разнообразные темы, упражнения, грамматические пояснения, аудио книжки, презентации.

Бесспорным плюсом применения информационных технологий считается поисковая и творческая работа учителя и обучающихся. Это помогает активно влиять на формирование и становление языковой компетенции учеников, способностей аудирования, говорения, чтения, улучшение письменной речи, образование творческой, социально интенсивной личности.

На уроках иностранного языка возможно применить следующие обучающие и познавательные программы на CD. Среди них электронное приложение к учебнику Биболетовой М.З. “Enjoy English”, а также программы «Изучай алфавит c удовольствием»/ «Enjoy the ABC» и «Слушай и играй с удовольствием» / « Enjoy Listening and playing». Они рассчитаны на коллективную и персональную работу учителя в классе с использованием мультимедиа проектора, а также для самостоятельной работы обучающихся дома.

Данные программы всецело отвечают авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, ключевыми действующими лицами считаются те же персонажи, что и в учебнике, предъявление и укрепление материала не расползается с направленным на определенную тематику и поурочным планированием в УМК.

Учителя активно используют на уроках в современной школе программу Microsoft PowerPoint. Образовательный потенциал свежего технического изучения стал неплохим подспорьем в претворении в жизнь приятной помощи изучения иностранной речи в школе. Особенно ценится простота применения данной программы. Различные информационные объекты: слова, лексический и грамматический ткань, изобразительная наглядность.

Возможно отметить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИТ:

1. формирование и улучшение языковых способностей и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

2. расширение активного и пассивного словарей;

3. приобретение культурологических знаний;

4. развитие культуры общения;

5. формирование элементов глобального мышления;

6. формрование устойчивой мотивации познавательной работы, необходимости к применению иностранного языка для целей истинного общения;

7. развитие способностей работы в группе.

С поддержкой ИКТ нередко применяется способ визуализации произношения. Мультимедийные способности дают возможность выслушивать речь на изучаемом языке, прививая ее в согласовании со собственным уровнем восприятия, а регулировка скорости звучания разрешает разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание текстов. Внедрение микрофона и самодействующего контроля произношения разрешает изменить фонетические способности. Компьютер предлагает перечень текстов для перевода и фонетической отработки. Вероятна запись произносимого текста или же фразы учащегося с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

На уроке иностранного языка на этапе закрепления нового материала возможно использование электронного образовательного ресурса «LearningApps», игра «Простой порядок» и другие.7 В представленном задании обучающимся предлагается поставить слова в необходимом порядке для составления предложения на английском языке. Также возможно применение игры «найди пару», где необходимо сопоставить рисунок животного, с его английским написанием. В данном приложении учитель может не только пользоваться готовыми заданиями по предмету, но и создавать свои самостоятельно. Возможно применение этого ресурса на уроках в школе, и дома для самостоятельного прохождения обучающимися.

Таким образом, информационные технологии, применяемые в процессе обучения, могут давать результаты эффективной работы с обучающимися, учебные пособия, электронные приложения к учебникам способствуют модернизации учебного процесса, наглядный материал в виде поучительных мультфильмов, анимации и слайд шоу служат средством для развития познавательной активности и интереса у обучающихся школьного возраста на уроках иностранного языка.

Использование электронных образовательных ресурсов регламентируется нормативными документами, в частности ФГОС, СанПиНом, Гостом и другими, что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному. Разнообразие ЭОР способствует осознанному усвоению знаний, упрощает процесс подготовки педагога к уроку, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности обучающихся, самопроверки и самоконтролю полученных знаний, наглядное и познавательное исследование новой сложной темы.

Вселенная новых информационных технологий занимает все большее пространство в жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс изучения важно обогатило арсенал методических средств и способов учителя иностранного языка, что в количестве позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, планировать занятия увлекательными и незабываемыми. Раскрылось большое количество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невыполнима современная жизнь без компьютера, так и невыполнима организация занятий (уроки, элективные курсы, факультативы) в школе без ИКТ.

В арсенале учителя появляются не только свежие организационные формы, но и новые средства обучения: интерактивная доска, электрические учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы. Целый арсенал средств ИКТ нацелен на то, чтобы посодействовать ученику выстроить систему собственного самообразования, посодействовать в поисковой, творческой, познавательной работах обучающихся школьного возраста.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

  2. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 N 6862)

  6. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы. 2007. 31 с.

  7. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения: Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 53620 - 2009), 2006 - 11 с.

  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. 2000. 45 с.

  9. Батищева О.В. Возможности использования ЭОР в образовательном процессе [Электронный ресурс]. https://infourok.ru

  10. Сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений [Электронный ресурс]. https://learningapps.org/

  11. Смелова З.Р. Применение ИКТ на уроках английского языка [Электронный ресурс], https://infourok.ru/

1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

2 Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ

3 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

4 Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы. 2007. 31 с.

5 Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 6 мая 2005 г. N 137 об использовании дистанционных образовательных технологий

6 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

7 Сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений [Электронный ресурс]. https://learningapps.org/

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!