Выступление на тему:
«Информационные технологии
на уроках в начальной школе» ( из опыта работы)
Подготовила: Бемм И.Н,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 23 им.П.М.Эрдниева»
Сейчас компьютером никого не удивишь. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Я считаю, что компьютер замечательное изобретение человека, а в работе учителя просто необходим. Чего у учителя всегда не хватает? Конечно же, времени! Применение информационных технологий в какой-то степени разгружает учителя даже в той же подготовке к уроку.(слайд 2)
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
В своей работе ставлю следующие цели использования ИКТ: (слайд 3)
повысить мотивацию обучения;
повысить эффективность процесса обучения;
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
совершенствовать методики проведения уроков;
своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
планировать и систематизировать свою работу;
использовать, как средство самообразования;
качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. С использованием компьютера я провожу:
- уроки математики;
- уроки русского языка;
- окружающего мира; литературного чтения; классные часы; занятия внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия. (слайд 4)
Применяя в педагогической деятельности информационно-коммуникационные технологии, на уроках я использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы и тренажёры, тесты, электронные энциклопедии, логические игры, демонстрация видеоклипов, работа с электронными учебными пособиями.( слайд 5) Но, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты - это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость.( слайд 6)
Структуру урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока: (слайд 7)
- на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;
- на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
- на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;
- на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты;
- на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;
- на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
- на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов;
- на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих ребят на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. (слайд 8)
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
На уроках математики при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение, цепочки для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использую компьютер как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. В этом случае необходимо учитывать, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 10-15 минут.
Применяя на уроке математики компьютерные игры «Веселая математика» и «Баба-Яга пойди туда, не знаю куда», «Домовёнок учится считать», «Весёлая математика» у обучающихся идет развитие вычислительных навыков, памяти, логического и алгоритмического мышления. В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую «Тренажёр по математике для начальной школы».
Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Использование презентаций, видеороликов позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. На уроках русского языка использую ИКТ при подготовке к написанию сочинения по картине: план, вопросы, трудные слова, сама картина — всё это перед глазами детей.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки. Для ознакомления с жизнью и творчеством авторов произведения я применяю обучающие фильмы. На уроках чтения, я использую справочные материалы. Часть презентаций предлагаю сделать самим учащимся (нарисовать иллюстрацию, изготовить поделку и т.д.).
А для уроков окружающего мира презентация вообще просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны — всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады. Нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника «Мир вокруг нас». Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.В учебнике тоже есть наглядный материал,он был отсканирован вместе с персонажами,а оживлены с помощью технологии Macromedia Flash.
Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, а затем вывести готовый результат. Причём информационные технологии дают возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ:
Выступление с опорой на мультимедиа продукт:
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия обучающихся. Этому способствует использование звуковых и зрительных демонстраций, фрагментов видеофильмов и мультипликации, выделение главных мыслей.
Во время выступления мне не приходится тратить время на выписывание текста на доске, смену мелких и невзрачных иллюстраций. Электронное тестирование:
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных, игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Использование электронных сборников-тренажёров:
С использованием компьютера на уроке появилась возможность увеличить объём выполнения тренировочных упражнений. Задания носят различный характер, прошу детей установить соответствие, решить кроссворд, вставить пропущенные слова, поставить подписи к картинкам, прослушать описание и найти объекты на картинке и другие.
Работа с электронными энциклопедиями:
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность делать ученику первые шаги в поисково-исследовательской работе, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
В своей работе в качестве дополнительного и развивающего материала, использую «Современную универсальную российскую энциклопедию Кирилла и Мефодия».
Использование интерактивной доски: (слайд 9)
Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. Каждому ребёнку интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, закрыть пальчиком файл, провести линию
УМК «Школа России» по всем предметам предлагает электронные приложения, учебники,( слайд 10) которые включают в себя объяснение нового материала, игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это помогает мне более эффективно организовать работу на уроке. (слайд11)
В настоящее время меня заинтересовали возможности ресурсов интернета, а именно, образовательные проекты, программы, призванные помогать учителю в планировании урока и экономии времени, для индивидуализации учебного процесса, внеурочных занятий очной и дистанционной форм обучения.
Проекты разработаны профессиональными методистами и специалистами. Эти уроки соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).(слайд12)
Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме по индивидуальной образовательной траектории. Более 30 000 заданий в игровой форме.
Разработаны предметные курсы по следующим курсам…
Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Последовательное прохождение школьной программы в комфортном темпе для каждого ученика, участие в олимпиадах, обсуждение заданий.
Коллекции видеоуроков по школьной программе на образовательных порталах Инфоурок, InternetUrok.ru, «Российская электронная школа».(слайд13)
Видеоуроки по предметам являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной работы. Они содержат оптимальное количество графической и анимационной информации для сосредоточения внимания и удержания интереса ребят без отвлечения от сути занятия. Инфоурок – это новости образования, видеолекции и тестирование для учителей – возможность пополнить достижения, проверить профессиональные компетенции, публикация. Уроки и лекции представлены по разделам…
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. Уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок.(слайд 14)
Интернет не может стать полноценной заменой для учителей. Наиболее эффективным вариантом является смешанное обучение, включающее в себя академическое образование и цифровые технологии.
3