Л.А. Альсеитова
ГБОУ СОШ №625, Санкт-Петербург, Россия
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
как средство реализации концепции профильного образования
Аннотация. В статье обосновывается место внеурочной деятельности в реализации профильного образования. Перечислены принципы интеграции урочной и внеурочной деятельности. Сформулированы прогнозируемые изменения результатов деятельности образовательной организации.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, принципы интеграции урочной и внеурочной деятельности, Концепция профильного образования, ФГОС среднего общего образования.
Все образовательные организации нашей страны переходят на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования в 2020/21 учебном году. ФГОС основного общего образования сейчас внедряется в 8 классах, и перед каждым педагогическим коллективом стоит задача: работа по ФГОС в 10–11 классах.
В ГБОУ СОШ №625 Невского района Санкт-Петербурга в этом учебном году введены два профиля обучения, близких к специфике нашей школы (углубленное изучение математики): физико-математический, информационно-технологический. В основе принятия такого решения лежит Концепция профильного обучения, принятая в 2002 году. Именно на основании Концепции профильного обучения мы формируем учебные планы, организуем обучение в 10-11 классах, осуществляем предпрофильную подготовку в 9 классах.
Профильный принцип обучения закреплен и новым ФГОС.
Предусмотрены пять профилей:
- естественно-научный;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- технологический;
- универсальный.
Профильное обучение – это организация образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации.
Учебный план профилей по ФГОС среднего общего образования позволит оптимально организовать профильное обучение, т.е. реализовать индивидуальные потребности обучающихся.
Кроме того, обучающиеся будут использовать ресурс внеурочной деятельности для саморазвития в профиле. План внеурочной деятельности образовательной организации впредь будет составляться с учетом потребности обучающихся в предпрофессиональном образовании.
Внеурочная деятельность в настоящее время реализуется в 1– 8 классах, и каждый год в учебный план внеурочной деятельности вносятся изменения, дополнения.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, универсальных учебных действий обучающихся, формирующих социальный опыт школьников.
В основе обозначенной интеграции лежат следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность становится ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования. Посредством нее ребенку предоставляется возможность выбрать область интересов, развить свои способности.
В 8–9 классах актуальной становится предпрофильная подготовка.
Основное условие предпрофильной подготовки – педагогическое сопровождение самоопределения школьников, особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней.
На этом этапе – актуализация у старших подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность, в определении своего места в социуме; развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умения соотносить собственные приоритеты с общественными. Этому способствует вовлечение учащихся через ролевую деятельность, в том числе и через внеурочную, в специально организованную профессиональную деятельность.
Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профиля будущего обучения в 10–11 классах.
Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки. Внеурочная деятельность школьника имеет огромное значение – рассматривается как ступень, ведущая к профильному обучению. Это совокупность воспитательной и учебной (предметной) деятельности, направленная на подсознательную профилизацию ребенка, позволяющая включить каждого ученика во внеурочную значимую работу.
В связи с реализацией физико-математического и информационно-технологического профилей в учебный план внеурочной деятельности включены следующие курсы:
- в начальной школе – «Занимательная математика и логика», «Шахматы», «Инфознайка»;
- в основной школе – «Занимательная математика и логика», «Клуб интеллектуальных игр», «Инфознайка», «Шахматы», «Физический эксперимент и измерения», «Решение нестандартных задач по физике», «Алгоритмизация», «Решение задач с параметрами», «Программируем вместе».
Рассматривая перспективы развития нашей школы как образовательной организации с углубленным изучением математики и учитывая системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, мы определили для педагогического коллектива задачи, которые позволят изменить деятельность обучающихся на каждом возрастном этапе:
1–4 классы – деятельность направлена на формирование первичного интереса к логическому мышлению;
5–7 классы – деятельность призвана формировать первичный интерес к техническому творчеству;
8–9 классы – деятельность призвана формировать устойчивый интерес к технологической культуре и творческой технологической деятельности;
10–11 классы – деятельность призвана формировать готовность обучающихся к профессиональному и личностному самоопределению, технологическую компетенцию, основанную на межпредметных связях.
Как результат нашей деятельности по интеграции урочной и внеурочной деятельности, мы видим:
- создание развивающей образовательной среды;
- повышение мотивации к осознанному выбору инженерно-технических и рабочих профессий;
- повышение качества знаний обучающихся;
- увеличение доли выпускников школы, поступивших на технические, технологические специальности;
- результативное участие в конкурсах, олимпиадах;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстроить отношения сотрудничества и партнёрства между учащимися и педагогами;
- интеграция основного и дополнительного образования.
Информация об авторе
Альсеитова Лидия Артуровна
Место работы: ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга
Должность, ученая степень, ученое звание: заместитель директора по УВР, учитель математики, кандидат педагогических наук
E-mail: [email protected]