СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Интеграция в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Интеграция в начальной школе"»

Интеграция в начальной школе


В настоящее время у нас в стране идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

У детей рано складывается своя « картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество — целостность. Однако, с приходом в школу эта целостность искусственно разрушается из-за границ между предметами. Знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно и должно предстать целостно перед учеником. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В.А.Сухомлинский считал, что детство — это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы- это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная-деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.



В справочной литературе мы находим разные определения понятия «интеграция».

  • «Интеграция - это объединение в целом каких - либо частей, элементов». (Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1987.С. 196).

  • «Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в

целое раннее разнородных частей и элементов. Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов»(Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.710с).

Интеграция-это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого» »(Социологический словарь/Сост.: А.Н.Елсуков, К.В. Шульга.-2-е изд. Минск:Университетское, 1991 .-528).

Во всех этих определениях одно общее слово «объединение». Оно является ключевым.

При определении термина «интеграция» в педагогике следует учесть наличие определённых условий относительно объединяемыж элементов и возможности их естественного подчинения единой цели и функции.

Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы. Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

• Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

• Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний

(здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).

• В-третьих как результат — развитие учащихся. Интеграция в обучении
характеризуется диалектическим характером современного научного стиля
мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся
изолированным элементом. Обучаемый сравнивая, строя умозаключения,
мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий,
актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета.
Установление связей между различными формами мыслительных процессов и
предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, ее
системность.

Вывод: Таким образом, нам следует научиться разрабатывать технологии интегрированного урока в начальной школе для того, чтобы способствовать создание у учащихся целостной картины мира. А для этого мы должны, прежде всего, познакомиться с возможными уровнями интеграции учебного материала.

Перед тем как определить уровни интеграции содержания учебного материала, нам необходимо вспомнить то, что мы понимаем под технологией педагогического процесса?

Под технологией педагогического процесса мы понимаем всё, что связано с содержательным отбором и структурированием учебного материала, подлежащего изучению, а также принципы и способы построения самого процесса изучения.

Уровни интеграции содержания учебного материала.

Внутрипредметная интеграция.

Межпредметная интеграция.

Межсистемная интеграция.

*

Мы рассматриваем только технологию интегрированного обучения по второму уровню интеграции – межпредметной.|При интеграции содержания различных предметов один из них является базовым. Он задает тему (идею|; вокруг которой группируется материал из других учебных предметов. В нашей лекции мы рассматриваем технологию интегрированного урока на базовом содержании отрасли «Человек и мир».

Цель обучения- дать осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей, и явлений, процессах и связях между ними.

Основная задача изучения курса «Человек и мир» в начальной школе-воспитание человека, осознающее свое место и место человечества в окружающем мире. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. В курсе формируются первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираясь на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивая переход от понятия явления к сущности.

« Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г.Песталоцци).

Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании понятий у учащихся в процессе обучения.

Согласно Базисному плану, на изучение отрасли «Человек и мир» отводится по \ часу в неделю (1-2 классы) и 2 часа в неделю (3-4 классы). Этого времени явно недостаточно для того, чтобы новые понятия были освещены и прочно усвоены школьниками.

Учебный план в начальной школе способствует восприятию и усвоению первоначальных природоведческих и обществоведческих понятий, так как они

6

связаны с определёнными темами школьных курсов чтения, ИЗО, музыки, русского языка, математики, трудового обучения. Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых природоведческих и обществоведческих понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Схема приведённая ниже, показывает возможности для формирования основных природоведческих и обществоведческих понятий содержанием и средствами других предметов начальной школы.

Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек - природа - общество», но и более частые составляющие этой системы: «человек - предметный мир», «человек - другие люди», «человек и его самость», «человек - художественные образы», «человек - природа» и др.

Какие функции свойственны курсу «Окружающий мир»

Курсу «Окружающий и мир» свойственны следующие функции.

общеобразовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, культуре (общенациональной и

региональной), элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих понятиях, развитии целостного восприятия мира.

  1. Развивающая функция обеспечивает: осознание (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др.

  2. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных эстетических чувств.

  3. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (общенациональное и региональное искусство: изобразительное и музыкальное, устно-народное и т.п.; наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры самого ребёнка.

  4. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку к усвоению самых разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин (биология, экология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, искусство изобразительное, музыкальное, технология) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

Вывод: при интеграции содержания необходимо учитывать взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, что позволяет рассматривать процесс образования младшего школьника глубоко и многогранно.


Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей.

В исследованиях известных учёных-педагогов (И.Д.Зверева, В.М.Коротова, Э.И.Моносзон, М.Н. Скаткин, В.Н.Максимова и др.) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

В целом сохраняется структура урока.

Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).

Межпредметные связи (на уровне фактов), например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел». На уроке природоведения «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев, растений (клёна, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чём красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?» Это помогает увидеть учащимся и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, и в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.

Межпредметные связи также имеют особое значение для формирования
естественно научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети
знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках
изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисунке веток
лиственного и хвойного дерева, на уроках труда - в лепке. Но при этом это
понятие не просто дублируется, а углубляется. В качестве примера приводим урок
с использованием межпредметных связей.



СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Осуществленный на этом уровне синтез, взаимодействие, соединение (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностъю материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

• В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трёх различных
предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную
цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из
содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы
для её реализации.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:

окружающий мир — музыка.

окружающий мир — изобразительное искусство

окружающий мир — трудовое обучение

окружающий мир — литературное чтение

• Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за
счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При
планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными
видами деятельности учащихся на уроке.

• При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы)
требуется тщательная координация действий.

В качестве примера приведем интегрируемый урок, который может провести как учитель начальных классов один, так и совместно с учителем -предметником.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Анализ интегрированного урока

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.



Объект интеграции

Культура, наука, краеведение,человек, технология и др.

Содержание и компоненты интеграции

Какие учебные дисциплины в неё входят?

Уровень (стадия) интеграции содержания

Органически единая, Целостная новая структура; Параллельное существование различных пластов материала.

Тема интегрированного урока, проблема, цель.

Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?

Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку

Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки учителя ,учащихся?

Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер?

Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников.

Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

Сотрудничество учителей на интегративном уровне.

На склько оно ограниченно? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими урока? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке.

Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

V


Содержание и организация интегрированных курсов

Интегрированный курс также характеризуется блоковой подачей материала, но более высокого порядка. Интегрированные курсы в начальной школе постепенно вытесняют отдельные предметы, тем самым, уменьшая их число как обязательных, и предупреждают перегрузку учащихся. Так, например, сведения по истории, обществознанию, естествознанию, физики, химии, биологии, экологии, астрономии — синтезированы в интегрированный курс «Человек и мир», Л. В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных ещё в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. «Материал должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных странах и уголках земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление о всём мире и о нашей планете, на которой живёт человечество»

Особенности интеграции содержания на крупноблочной основе

Как отмечалось ранее,учебный материал отрасли «Человек и мир» взаимодействует на различных этапах учебного занятия с содержанием изобразительного искусства, трудового обучения, музыки, иностранного языка, регионального компонента. Особенностью интеграции содержания на крупноблочной основе является то, что:

  • предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах;

  • целостность педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними;

V


• исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит всё большее усложнение соотношений элементов, углубления познания.

Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо урока одной__организационной единицей становится_учебный день, что создаёт возможность более глубокого погружения в тему. В этот день (его желательно проводить в середине учебной недели для разгрузки учащихся) нет таких предметов как математика, русский язык. Это позволяет учителю не выискивать резерв времени для экскурсий (в практике, как мы наблюдаем, его почти нет), а проводить блок, в основе которого требуется непосредственное наблюдение на природе.

Кроме того, правильная и своевременная замена одного вида деятельности учащихся другим, расчлененность блока на фрагменты способствует снятию перенапряжения, перегрузки учащихся. Эти фрагменты являются, однако, не бесцельным чередованием методов и приёмов, не искусственным объединением не связанных между собой частей, а гармоничной картиной, представляющей собой нечто цельное, имеющее идею, смысл, назначение.

Основа на интеграцию содержания естественно-научного и эстетических циклов позволяет развить многие ценностные качества, определяющие отношение ребёнка к природе, другим людям, культуре родной страны и родного края:

элементы экологической, нравственной, эстетической культур, культуру

поведения и др.

Структура интегрированного блока отличается от обычного урока следующими особенностями:

  • предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала рассчитанного на 3- 4 учебных часа (учебный день);

  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;


■ большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого в блоке.

При планировании и организации таких занятий учителю важно учитывать следующие условия:

1. Предметом анализа в интегрируемом содержании выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных

дисциплинах. При комплексном подходе к формированию основных природоведческих понятий изучаемая тема непосредственно может быть связана с содержанием других учебных предметов, что создает возможность для их объединения. То есть в изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Для этого необходимо пересмотреть учебный материал и спланировать его таким образом, чтобы то или иное новое понятие или явление воспринималось учащимися полностью, комплексно.

  1. В интегрированном занятии объединяются знания из различных предметов. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного блока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации.

  2. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры блока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на занятии.

Различные типы и структуры блока

Для интегрированных уроков характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока.

Суть данной формы наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание

которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

Например, образ природы —осени раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах ( натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света композиции, в литературе — через художественные средства выразительности в тексте, в музыке —через звуки природы, песни и т.п

Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса и первичной деятельности, с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.

Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока.

Особенность данной формы организации интегрированного блока состоит в том, что содержание, способы деятельности в которую включен учащийся, будут постоянно и постепенно нарастать количественно и качественно изменяться. Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Выбор пути зависит от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.

Например. Познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Векторные линии, расходящиеся снизу вверх — содержание различных предметов. Спираль— это основное понятие, изучаемое на уроке — например красота природы, познаваемое от общего к многообразию её частностей или от частного к общему.

В основу данной формы организации положен принцип, который выражается в постепенном наращивании и усложнений содержания, способах познания. Учитель при такой форме выступает партнёром, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока.

Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие виды: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др.

Эта форма, наиболее часто употребляется в начальной школе. Известны такие виды уроков как: урок-спектакль, урок -сказка, урок-расследование и т.п.

V

.



Литература:

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.-С.41.

  2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.М.:Наука, 1975.-595с.

  1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы:Учеб.пособие для студ.пед. колледжей. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2004.-399с.

  2. Савченко О.Я. Дидактика початковоТ школ1: Пщручник для студенпв педагопчних факультет1в.-К. :Генеза,2002. С. 260-266.

  1. Словарь иностранных слов.М.:Русский язык. 1987.С. 196.

  1. Социологический словарь/Сост.:А.Н.Елсуков, К.В.Шульга.-2-е изд. Минск: Университетское, 1991 .-528.

  2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ.для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведени.-Ростов н\Д: Изд-во «Учитель»,2003.-128с.

  3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-710с.

V























Статья «Интеграция в начальной школе»


Подготовила Захаровой Н.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!