СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Интегрированный подход в организованной образовательной деятельности как способ стимулирования познавательной активности дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Интегрированный подход в организованной образовательной деятельности как способ стимулирования познавательной активности дошкольника»»

Статья

«Интегрированный подход в организованной образовательной деятельности как способ стимулирования познавательной активности дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Капитошка»

г. Норильск Красноярский край

воспитатель 1 квалификационной категории: Дитман Н.В.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это

весьма полезно, а потому не только не следует

этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать»

Ян Каменский

Ребенок рождается исследователем – это и есть его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – это важнейшие черты ребенка дошкольного возраста. Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и в этот период очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому, основной задачей для себя в работе с детьми, считаю необходимостью помогать развитию детской познавательной активности.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает в себя все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого, в своей работе я использую в комплексе все элементы ранее уже известных и современных методик познавательной исследовательской деятельности, а именно: совместную познавательную исследовательскую деятельность детей со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах: и прикладное творчество; и рассматривание; и наблюдения; и беседы; и сюжетно-ролевые игры; а так же викторины и конкурсы; экспериментирование.

Основными задачами при организации деятельности детей являются как всестороннее развитие ребенка, так и формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности. Сущность интегрированного подхода состоит в соединении знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом, я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно. Интегрированный подход соответствует одному из важных требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования - образование должно быть не большим по объему, но емким.

Интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми, а именно:

- сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

- разнообразные речевые игры для знакомства с культурными речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную, двигательную. Организовывая организованную образовательную деятельность в соответствии с выбранной темой, я представляю ее в эмоционально-образной форме и в интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда группы меняется в соответствии с темой, а при выборе темы учитываю следующие факторы:

- реальные события, происходящие в окружающем;

- воображаемые события или описываемые в художественной литературе;

- события специально смоделированные (например вношу в группу предметы, вызывающие интерес, загадку);

- события, происходящие в жизни группы.

В процессе организованной таким образом деятельности, у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно-следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма ООД не стандарта, разнообразна и очень интересна детям, что дает мне возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне - это и говорит о достаточной эффективности деятельности.

Считаю важным - позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям и необходимостью быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка. Каждый раз я постепенно повышаю эмоциональную насыщенность видов деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить детей, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом, и при необходимости успокоить и погладить плечо ребенка. В результате моей поддержки у ребенка возникает возможность быть смелее, решительнее.

Включенные в деятельность разные музыкальные произведения, художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников, а также за счет переключения на другой вид деятельности, что ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.

Организованная образовательная деятельность происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям, разгадываем ребусы и загадки, находим необычные задания и сюрпризы и это все воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство. В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое. Включаемые мною в разные занятия элементы «ТРИЗ», способствуют снятию чувства скованности, дают возможность ребенку стать более инициативным, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, развивают нравственные качества: умение радоваться успеху товарищей, желание помочь другому, проявив себя с лучшей стороны.