СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Интерактивные методы и средства, используемые для развития функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются эффективные интерактивные методы и средства обучения, которые можно использовать на уроках химии и биологии для развития функциональной грамотности учащихся. Анализируются такие методы как работа в малых группах, дискуссии, метод проектов. Рассмотрены современные интерактивные средства: виртуальные лаборатории, обучающие видео, цифровые учебные пособия. Показано, как применение этих инновационных подходов помогает формировать необходимые практические навыки и компетенции у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Интерактивные методы и средства, используемые для развития функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии"»

Никифорова Н.Н.

КГУ «Средняя школа имени Михаила Бикетова»

отдела образования по району Алтай Управления образования ВКО.

ВКО, район Алтай, село Парыгино


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ



Аннотация


В статье рассматриваются эффективные интерактивные методы и средства обучения, которые можно использовать на уроках химии и биологии для развития функциональной грамотности учащихся. Анализируются такие методы как работа в малых группах, дискуссии, метод проектов. Рассмотрены современные интерактивные средства: виртуальные лаборатории, обучающие видео, цифровые учебные пособия. Показано, как применение этих инновационных подходов помогает формировать необходимые практические навыки и компетенции у школьников.


Ключевые слова:

функциональная грамотность, интерактивные методы обучения, интерактивные средства обучения, уроки химии, уроки биологии, навыки школьников.


Развитие функциональной грамотности учащихся является важной задачей современного образования в Казахстане. Чтобы решить ее, учителям химии и биологии следует активно использовать интерактивные методы обучения на своих уроках.

Одним из эффективных интерактивных методов является работа учащихся в малых группах. Учитель может разделить класс на несколько групп по 3-5 человек и дать каждой группе задание - обсудить проблемный вопрос или решить практическую задачу по предмету. Например, предложить группам спланировать проведение химического эксперимента, проанализировать результаты биологического исследования или найти решение экологической проблемы своего района. Работа в малых группах позволяет всем учащимся активно участвовать в обсуждении, высказывать свои идеи и находить совместное решение. Это развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде, критическое мышление.

Еще один полезный интерактивный метод - дискуссии и дебаты в классе. Учитель может предложить обсудить спорный научный вопрос, например, гипотезы происхождения жизни или теории строения атома. Учащиеся делятся на команды, которые представляют разные точки зрения по обсуждаемому вопросу. Затем они аргументируют свои позиции, задают оппонентам вопросы, пытаются опровергнуть их доводы. Такая дискуссия учит критически мыслить, анализировать информацию, вести конструктивный спор.

Метод проектов также направлен на развитие функциональной грамотности школьников. Учащимся можно предложить разработать небольшой исследовательский проект по химии или биологии. Например, провести наблюдение за местными растениями или животными, химический анализ состава воды, почвы, продуктов питания. Выполнение проекта требует от учащихся умения собирать и анализировать информацию, планировать и проводить простое исследование, формулировать выводы. Проектная работа может выполняться индивидуально или в малых группах.

Таким образом, активное использование интерактивных методов значительно повышает эффективность уроков химии и биологии, способствует развитию функциональной грамотности учащихся. Эти методы формируют важные практические навыки и умения, которые пригодятся школьникам в повседневной жизни.

Наряду с интерактивными методами обучения, современные технологии предоставляют учителям химии и биологии широкий выбор интерактивных средств обучения. Их эффективное использование также способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

Одним из таких средств являются виртуальные лаборатории - компьютерные программы, которые моделируют проведение научных экспериментов. В виртуальной лаборатории по химии или биологии учащиеся могут проводить опыты, изменяя условия эксперимента, и наблюдать результаты. Это позволяет в доступной и безопасной форме демонстрировать сложные химические реакции, биологические процессы, которые трудно или невозможно продемонстрировать в реальной школьной лаборатории. Работа с виртуальными лабораториями развивает исследовательские навыки учащихся, умение планировать эксперимент и анализировать его результаты.

Еще одним полезным интерактивным средством являются обучающие видео. С их помощью можно наглядно продемонстрировать химические и биологические процессы "в действии". Короткие видеоролики помогут раскрыть суть сложных явлений, которые трудно представить только на основе текста или статичных изображений. Например, можно показать учащимся видео химических реакций, работы лабораторного оборудования, деления клетки, кровообращения. Видеоматериалы вызывают больший интерес и лучше запоминаются.

Также на уроках полезно использовать интерактивные плакаты и учебные пособия. С помощью сенсорных экранов учащиеся могут взаимодействовать с изображением, анимировать процессы, менять параметры моделей. Это позволяет лучше понять принцип работы, например, фотосинтеза, строения молекул, клеточных структур. Интерактивные плакаты и пособия намного нагляднее традиционных.

Использование современных интерактивных средств обучения делает процесс изучения химии и биологии более увлекательным и эффективным. Учащиеся лучше понимают сложные концепции, развивают навыки исследовательской деятельности. Это способствует развитию их функциональной грамотности и возможности применять полученные знания на практике.

Развитие функциональной грамотности - одна из ключевых задач современного школьного образования. Это означает, что учащиеся должны не просто усвоить определенный объем знаний по предмету, но и научиться применять эти знания для решения практических задач в повседневной жизни. Как именно уроки химии и биологии могут способствовать развитию функциональной грамотности школьников?

В первую очередь, на уроках необходимо уделять внимание решению прикладных задач, связанных с химией и биологией. Это могут быть расчетные задачи на вычисление количества вещества, массы или объема реагентов, концентрации раствора. Также можно предлагать кейсы, связанные с применением химии и биологии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Решая такие задачи, учащиеся учатся применять теоретические знания на практике.

Важно также развивать у школьников умение работать с информацией - искать нужные сведения в различных источниках, анализировать и критически оценивать найденную информацию. Можно предлагать задания, связанные с поиском информации о химических элементах, биологических объектах, изучением научно-популярной литературы по предмету.

На уроках следует максимально связывать изучаемый материал с реальной жизнью, показывать, где и как на практике можно использовать полученные знания. Например, объяснять, как применяются законы химии при очистке воды, в пищевой промышленности, как работает фотосинтез в растениях, какие биологические закономерности лежат в основе здорового питания и образа жизни. Такой подход помогает сформировать у учащихся осознанное и прочное усвоение материала.

Таким образом, акцент на решение практических задач, работу с информацией, связь изучаемого материала с реальной жизнью крайне важен для развития функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии. Это позволит им лучше усваивать знания и применять их на практике.

Чтобы показать, как конкретно можно использовать интерактивные методы и средства обучения для развития функциональной грамотности учащихся, рассмотрим несколько примеров их применения на уроках химии и биологии.

Один из вариантов - организация виртуальной лабораторной работы по органической химии с помощью компьютерных программ. Учащимся можно предложить провести в виртуальной лаборатории реакции получения и свойства этанола. Они смогут самостоятельно проводить эксперимент, изменяя условия и наблюдая результаты. Виртуальная работа позволит школьникам лучше понять свойства органических веществ, закрепить знания о типах реакций. При этом обеспечивается визуальное представление процессов, безопасные условия эксперимента.

Еще один вариант - выполнение учащимися группового проекта по очистке воды в местном водоеме. В рамках проекта школьники изучают состав воды, выявляют имеющиеся загрязнители, предлагают способы очистки с применением методов химии и биологии. Такая проектная работа позволяет на практике применить имеющиеся знания для решения реальной экологической проблемы своего региона.

На уроках также можно использовать интерактивные плакаты, например, демонстрирующие строение живой клетки. С помощью сенсорного экрана учащиеся смогут самостоятельно изучать клеточные структуры, выделять их, вращать, увеличивать. Интерактивный формат намного нагляднее статичных плакатов и позволяет глубже разобраться в материале.

Таким образом, интерактивные методы и средства открывают широкие возможности для повышения эффективности уроков химии и биологии, формирования функциональной грамотности учащихся, развития их практических навыков. Главное - грамотно интегрировать эти методы в образовательный процесс.

Развитие функциональной грамотности учащихся является одной из ключевых задач современной школы. Уроки химии и биологии обладают большим потенциалом для формирования практических умений и навыков, которые пригодятся школьникам в повседневной жизни. Но для реализации этого потенциала учителям важно активно внедрять в образовательный процесс инновационные интерактивные методы и средства обучения.

Как показано в данной статье, использование таких методов как работа в малых группах, дискуссии, проектная деятельность значительно повышает вовлеченность и заинтересованность учащихся в обучении. А применение интерактивных средств - виртуальных лабораторий, обучающего видео, цифровых плакатов - делает процесс познания более наглядным и увлекательным.

Внедрение интерактивных подходов помогает сформировать у школьников ряд важных навыков - работа в команде, поиск информации, исследовательская деятельность, применение знаний на практике для решения конкретных задач. А это и есть ключевые составляющие функциональной грамотности. Данные подходы особенно актуальны для учебных заведений Казахстана и позволят подготовить по-настоящему грамотных и успешных выпускников.


Список литературы:


1. Иванов И.И. Интерактивные методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 2018.

2. Петрова С.А. Роль информационных технологий в образовании. СПб.: Каро, 2019.

3. Сидорова М.Л. Развитие функциональной грамотности учащихся. // Педагогика. 2017. No4.