Студент 5 курса Губаревич С.А.
Физико-математический фак-т.
Профиль: Математика. Информатика и Информационные технологии в образовании.
Дисциплина: Основы инклюзивного образования.
Статья:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Разработка и внедрение проектов по инклюзивному образованию за рубежом начинается с 70-х годов XX века. Несмотря на сравнительно недавнюю практику в реализации подобных проектов, опыт в данной области накоплен достаточно большой. Это касается разработок в области учебно-методического комплекса, законодательной базы, а также экономической и технологической обеспеченности в реализации подобных проектов.
В странах Европы и США сформировалось четыре основных направления работы с инвалидами. Рассмотрим каждое из них:
1. Widening participation, т. е. расширение доступа к образовании. Данная политика применяется в странах Европы, преимущественно в Великобритании. Её главной целью является расширение образовательных возможностей для людей с инвалидностью, этнических меньшинств, а также людей из
неблагополучных слоев общества. Данная политика реализуется путем различных соглашений и финансового стимулирования учебных заведений, принимающих участие в подобных проектах.
2. Mainstreaming. В данном контексте рассматривается непосредственное взаимодействие инвалидов и обычных людей преимущественно в рамках досуговой деятельности.
3. Integration, предполагает непосредственное включение всех детей в образовательный процесс с учетом их личностных, физических и психологических особенностей.
4. Inclusion, является таким видом образовательной деятельности, когда люди с различными ограничениями и потребностями могут обучаться наравне с людьми не имеющими никаких отклонений. Таким образом, инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и делает процесс обучения доступным для всех. Достигается это путем
модернизации школ, в первую очередь перепланировки учебных классов, а также разработки новой учебной программы.
В рамках, развивающихся на сегодняшний день форм и методик специализированного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья нам наиболее интересна методика инклюзивного образования.
Международный опыт внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы открывает новые возможности для людей с ограниченными возможностями. Сегодня более чем в 40 странах мира используются подобные образовательные методики. В Германии, Норвегии, Франции, Испании, США, Канаде и ряде других развитых стран вопросы обучения инвалидов решаются с помощью инклюзивных методик образования.
В странах Скандинавии на протяжении более 20 лет реализуется программа помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Система психолого-педагогической помощи в Норвегии юридически закреплена как право учащегося на индивидуальный план обучения, учитывающий его особенности. В частности, законодательно закреплено право ребенка с любыми нарушениями развития на обучение в общеобразовательной школе. Для его реализации разработан и эффективно действует целый спектр мер. Кратко охарактеризуем основные из них [3]:
1. Технология распространения знаний среди родителей и специалистов. Данная технология предполагает распространение информации во все организации, где могут находиться родители с детьми-инвалидами. Информация распространяется в виде листовок, брошюр, периодических изданий, популярной и научной литературы.
2. Технология инклюзивного обучения детей с различными отклонениями в развитии (СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость) в системе общего образования [см. подроб. 3].
Индивидуализированная работа с детьми, имеющими выраженные проблемы развития, реализуется благодаря:
1. вариативному плану обучения (законодательно закреплено право детей на обучение по программам разного уровня и содер-
жания в одной возрастной группе);
2. сокращению фронтальной работы с классом, преобладанию различных видов индивидуальных работ;
3. активному применению бланковых методик, которые дают возможность:
• учитывать различный темп работы учеников (например, дети, быстро завершившие самостоятельную работу по английскому языку, могут выбрать на стеллаже в классе книжку для чтения на английском языке);
• давать различные по уровню сложности задания, в зависимости от возможностей ученика;
• оказывать индивидуальную помощь нуждающимся в ней детям, не отвлекая других учащихся класса, что особенно возможно при наличии на уроке не только основного учителя, но и помощника - специального педагога;
• индивидуально обсуждать с проблемным ребенком плана выполнения задания;
• проводить текущий контроль;
4. позитивному подкреплению учебной деятельности детей, включающему в себя:
• стимулирующую помощь (педагог помогает ребенку включиться в работу, эмоционально поддерживает его);
• возможность выбрать привлекательное занятие после выполнения обязательного занятия. Например, дети могут выбрать для чтения по данному предмету нравящуюся им книгу (книги находятся в классе);
• возможность отдыха: перед выполнением задания учитель может пообещать ученику, что после успешного завершения задания тот зарабатывает право поиграть в комнате отдыха (смежном закрытом помещении с играми и игрушками);
• призы и подарки;
5. учету эмоциональных особенностей ребенка, который реализуется через:
• возможность получить индивидуальную помощь у специального педагога по запросу ребенка;
• подписание с ребенком на каждую учебную неделю договора, в котором ребенок совместно с учителем определяет конкретные, достижимые цели;
• ведение табеля самооценки.
3. Технология диагностики вариантов СДВГ и коморбидных Расстройств. В данной группе технологий используется три
группы методов. Это опросники, методы наблюдения за детьми в классе и тесты.
Обозначенные выше технологии получили свое распространение в Норвегии, стране с низкой плотностью населения и одним из самых высоких уровнем жизни населения. В Росси подобные практики апробируются в Московском городском психолого-педагоги-ческом университете.
Еще одной страной с развитой системой инклюзивного образования являются Соединенные Штаты Америки.
В настоящее время в США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году Конгресс США, основываясь на опыте округа Колумбия, принял Закон об образовании инвалидов (позже переименованный в Закон об образовании людей с инвалидностью), предусматривающий необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи, а не обучению в специальных учреждениях. Инклюзию можно определить как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению». Такая образовательная модель подразумевает, что ребенок, имеющий инвалидность, может обучаться с нормальными детьми. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей. Образование, основанное на модели «Инклюжен», является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специализированных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями, раз-
рабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП). Его разработка осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Место обучения студента-инвалида зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:
• в обычном классе и получать необходимую помощь;
• в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;
• часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня - в специальном;
• в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;
• по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов.
В рамках программы «Инклюжен» в 80-е годы прошлого века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время применялись жесткие санкции за нарушение принятых стандартов [1].
Важным принципом государственной политики в отношении инвалидов является способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный человек. В случае необходимости студентам предоставляются:
• переводчики, владеющие языком жестов;
• индивидуальные помощники, облегчающие процесс записи лекционного материала;
• социальные педагоги и психологи для индивидуального консультирования.
Слепым студентам предоставляется возможность использования собаки-поводыря [2]. При этом данные методики и технологии осуществляются в пределах всей страны и обеспечивают равный доступ не только к образовательным благам, но и дают возможность дальнейшего трудоустройства.
Обращаясь к вопросам внедрения инклюзивного образования, следует рассматривать
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
комплекс мероприятий способствующей успешной инклюзии. По мнению большинства зарубежных специалистов в данной области в этот комплекс входят: проблемы профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию; проблемы взаимодействия детей с особыми потребностями со здоровыми сверстниками в инклюзивных классах; проблемы организации учебного процесса в инклюзивном классе.
С 2006 по 2011 гг. за рубежом были проведены исследования в области инклюзивного образования. Так А. Де Боэр, С. Дж. Пийл и А. Миннаэрт провели исследование «Отношение к инклюзии учителей начальной общеобразовательной школы: обзор литературы». Б. Кагран и М. Шмидт изучили отношение словенских учителей к инклюзии учащихся с различными видами образовательных потребностей в начальной школе. Н. К. Френч и Р. В. Чопра представили анализ навыков современных учителей способных воплотить в жизнь идеи инклюзии в школе. Данное исследование называется «Учитель в роли менеджера» и др.
Результаты данных исследований отразили всю сложность внедрения инклюзивного образования в систему общеобразователь-
ных школ. Следует отметить, что в результате некоторых исследований было выявлено отрицательное отношение к инклюзивному образованию, как со стороны учителей, так и со стороны родителей детей обучающихся в инклюзивных классах. Качество инклюзивного образования требует самостоятельного исследования, поэтому в данной статье мы ограничимся лишь обзором основных методик.
Рецензия:
В статье освещены основные методики инклюзивного образования, разработанные и реализованные за рубежом. Представлены основные формы работы с инвалидами. Это Widening participation, Mainstreaming, Integration, Inclusion. Освещена необходимая методическая и технологическая база для работы с детьми-инвалидами. Затронут вопрос современных исследований в области инклюзивного образования за рубежом.