Использование активных методов обучения на уроках биологии
ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. Использование методов обучения и воспитания обучающихся учителем способствует развитию мотивации учебной деятельности, позволяющих повысить личностные, метапредметные и предметные результаты.
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на решение дидактических задач.
Классификация методов обучения осуществляется по нескольким принципам:
По источнику знания:
словесные
наглядные
практические
По характеру деятельности учащегося:
По дидактическим целям:
изложение новых знаний
повторение, закрепление
применение знаний
контроль
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса. В качестве примера рассмотрим вариант использования активных методов обучения в процессе изучения темы «Водоросли, их многообразие в природе».
Урок усвоения новых знаний
Этапы урока | По источнику знания | По характеру деятельности учащегося | По дидактическим целям |
Организационный этап | Словесный | Проблемное изложение | Применение знаний |
Мотивация учебной деятельности учащихся | Словесный | Проблемное изложение | Применение знаний |
Актуализация знаний | Наглядный | Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный | Изложение новых знаний |
Первичное усвоение новых знаний | Практический | Частично-поисковый; исследовательский | Изложение новых знаний |
Первичная проверка понимания | Наглядный | Объяснительно-иллюстративный | Контроль |
Первичное закрепление. | Словесный | Репродуктивный | Повторение, закрепление |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Словесный | Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый | Повторение, закрепление |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Словесный | Объяснительно-иллюстративный | |
Следовательно, хороший результат можно достигнуть только при использовании многих методов.
Приложение 1
ТЕМА. ВОДОРОСЛИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ В ПРИРОДЕ
(6 класс)
Дидактическая цель – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
• формирование систематизированных знаний о водорослях как о низших растениях, особенностях их строения, разнообразии и значении;
• развитие представления о классификации живых организмов;
метапредметные:
• развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов;
• развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний;
личностные:
• формирование представления о многообразии растительного мира, осознание его значимости для человечества;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного к окружающей среде;
• осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитаний растений.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Методы – проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: здоровьесбережение, проблемное обучение, развивающее обучение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, работа в парах, групповая
Средство обучения: учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-Граф).
Ход урока
Внимательно послушайте четверостишие:
Есть низшие растения
Огромного значения,
Хоть не имеют органов,
Без них нам жить нельзя!
1. Как вы считайте, о каком понятии идет речь в четверостишии?
2. Дайте определение понятия «Низшие растения».
3. Какие растения относятся к низшим растениям?
Как вы считайте, о чём мы с вами будем говорить? Какие цели мы должны решить на сегодняшнем уроке?
Я уверена, что вы уже обладаете определенными знаниями о водорослях. Я помогу расширить их. На столе лежит «Кластер» по ходу урока вам нужно будет заполнить.
I этап. Общая характеристика водорослей (индивидуальная работа).
Внимательно прочитайте задания в карточке №1.Чтобы правильно выполнить данное задание вам необходимо обратиться к разделу «Общая характеристика» §20, на стр.108 учебника (Приложение 1).
Внесите полученные данные в «Кластер».
II этап. Строение водорослей. (парная работа)
По своему строению водоросли отличаются от других растений. Объяснить сущность данного утверждения, вам поможет раздел «Строение водорослей» на стр.108 учебника. Найдите в данном разделе выделенные понятия, выясните их значение. Прочитайте формулировку пазла на стр.109.
Одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных водорослей. Чтобы в этом убедиться, вы должны выполнить лабораторную работу на сайте: http://www.virtulab.net/ «Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры». Задания лабораторной работы помогут закрепить полученные знания в ходе работы. Проанализируйте свою работу на данном этапе и внесите пометки в «Кластер».
III этап. Размножение водорослей
Водоросли размножаются разными способами. Каждый из них имеет преимущества. Просмотр видеофильма поможет вспомнить способы размножения. Сделать вывод. Полученные данные внесите в «Кластер».
(Существует несколько способов бесполого размножения-преимущество, новообразовавшие дочерние клетки схожие с материнской клеткой в условиях изменившейся среды не дает им возможность для приспособления к новым условиям – недостаток. Образовавшаяся зигота несет признаки разных родительских клеток, поэтому она не является абсолютнойих копией. Больше возможностей приспособиться к новой среде обитания).
IV этап. Многообразие водорослей.
В природе насчитывают около 30 тысяч видов водорослей. Наука, которая занимается изучением водорослей называется альгология. Все разнообразные виды водорослей объединены в несколько отделов. Внимательно послушайте сообщение ребят.
Конкурс «Эрудит» (групповая)
I группа
К какому отделу относится изображённая водоросль? Соотнесите рисунок водоросли и её описание. (Ульва)
А) это одноклеточная водоросль, имеющая жгутики и хроматофор в виде подковы
Б) это многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде незамкнутого кольца
В) это многоклеточная листовидная водоросль, она съедобна, второе её название – морской салат.
II группа
К какому отделу относятся изображённая водоросль? Соотнесите рисунок водоросли и её описание. (Саргассум)
А) эта водоросль может достигать в длину несколько метров, она съедобна и имеет второе название морская капуста.
Б) эта водоросль самая крупная из известных водорослей, что отражено в её названии. Она имеет размеры до 40 м и может расти на полметра в день.
В) эта водоросль может образовывать в море целые плавучие острова и затруднять судоходство, её именем названо море
III группа.
К какому отделу относятся изображённая водорослей? Соотнесите рисунок водоросли и её описание (Порфира)
А) эта водоросль имеет листовидную форму, она съедобна и имеет второе название красный морской салат
Б) эта водоросль имеет вид кустика, используется для получения гелеобразного вещества агар-агар, широко применяемое в микробиологии и в пищевой промышленности. (Кластер)
Vэтап. Значение водорослей.
Перечислите значения водорослей, используя картинку (Слайд 16).
Составьте синквейн «Водоросли».
Рефлексия. Лестница успеха
Д/з: Изучить текст и рисунки §20 учебника. Выполнить задания в конце параграфа.