СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование активных методов обучения на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных методов обучения на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование активных методов обучения на уроках биологии"»

Использование активных методов обучения на уроках биологии

ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. Использование методов обучения и воспитания обучающихся учителем способствует развитию мотивации учебной деятельности, позволяющих повысить личностные, метапредметные и предметные результаты.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на решение дидактических задач.

Классификация методов обучения осуществляется по нескольким принципам:

По источнику знания:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

По характеру деятельности учащегося:

  • объяснительно-иллюстративные

  • репродуктивные

  • проблемное изложение

  • частично-поисковые

  • исследовательские

По дидактическим целям:

  • изложение новых знаний

  • повторение, закрепление

  • применение знаний

  • контроль

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса. В качестве примера рассмотрим вариант использования активных методов обучения в процессе изучения темы «Водоросли, их многообразие в природе».

Урок усвоения новых знаний

Этапы урока

По источнику знания

По характеру деятельности учащегося

По дидактическим целям

Организационный этап

Словесный

Проблемное изложение

Применение знаний

Мотивация учебной деятельности учащихся

Словесный

Проблемное изложение

Применение знаний

Актуализация знаний

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный

Изложение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Практический

Частично-поисковый; исследовательский

Изложение новых знаний

Первичная проверка понимания

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Контроль

Первичное закрепление.

Словесный

Репродуктивный

Повторение, закрепление

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Словесный

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Повторение, закрепление

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Словесный

Объяснительно-иллюстративный




Следовательно, хороший результат можно достигнуть только при использовании многих методов.



































Приложение 1

ТЕМА. ВОДОРОСЛИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ В ПРИРОДЕ

(6 класс)

Дидактическая цель – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

• формирование систематизированных знаний о водорослях как о низших растениях, особенностях их строения, разнообразии и значении;

• развитие представления о классификации живых организмов;

метапредметные:

• развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов;

• развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний;

личностные:

• формирование представления о многообразии растительного мира, осознание его значимости для человечества;

• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного к окружающей среде;

• осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитаний растений.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Методы – проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: здоровьесбережение, проблемное обучение, развивающее обучение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, работа в парах, групповая

Средство обучения: учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-Граф).

Ход урока

Внимательно послушайте четверостишие:

Есть низшие растения

Огромного значения,

Хоть не имеют органов,

Без них нам жить нельзя!

1. Как вы считайте, о каком понятии идет речь в четверостишии?

2. Дайте определение понятия «Низшие растения».

3. Какие растения относятся к низшим растениям?

Как вы считайте, о чём мы с вами будем говорить? Какие цели мы должны решить на сегодняшнем уроке?

Я уверена, что вы уже обладаете определенными знаниями о водорослях. Я помогу расширить их. На столе лежит «Кластер» по ходу урока вам нужно будет заполнить.

I этап. Общая характеристика водорослей (индивидуальная работа).

Внимательно прочитайте задания в карточке №1.Чтобы правильно выполнить данное задание вам необходимо обратиться к разделу «Общая характеристика» §20, на стр.108 учебника (Приложение 1).

Внесите полученные данные в «Кластер».

II этап. Строение водорослей. (парная работа)

По своему строению водоросли отличаются от других растений. Объяснить сущность данного утверждения, вам поможет раздел «Строение водорослей» на стр.108 учебника. Найдите в данном разделе выделенные понятия, выясните их значение. Прочитайте формулировку пазла на стр.109.

Одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных водорослей. Чтобы в этом убедиться, вы должны выполнить лабораторную работу на сайте: http://www.virtulab.net/ «Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры». Задания лабораторной работы помогут закрепить полученные знания в ходе работы. Проанализируйте свою работу на данном этапе и внесите пометки в «Кластер».

III этап. Размножение водорослей

Водоросли размножаются разными способами. Каждый из них имеет преимущества. Просмотр видеофильма поможет вспомнить способы размножения. Сделать вывод. Полученные данные внесите в «Кластер».

(Существует несколько способов бесполого размножения-преимущество, новообразовавшие дочерние клетки схожие с материнской клеткой в условиях изменившейся среды не дает им возможность для приспособления к новым условиям – недостаток. Образовавшаяся зигота несет признаки разных родительских клеток, поэтому она не является абсолютнойих копией. Больше возможностей приспособиться к новой среде обитания).

IV этап. Многообразие водорослей.

В природе насчитывают около 30 тысяч видов водорослей. Наука, которая занимается изучением водорослей называется альгология. Все разнообразные виды водорослей объединены в несколько отделов. Внимательно послушайте сообщение ребят.

Конкурс «Эрудит» (групповая)

I группа

К какому отделу относится изображённая водоросль? Соотнесите рисунок водоросли и её описание. (Ульва)

А) это одноклеточная водоросль, имеющая жгутики и хроматофор в виде подковы

Б) это многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде незамкнутого кольца

В) это многоклеточная листовидная водоросль, она съедобна, второе её название – морской салат.

II группа

К какому отделу относятся изображённая водоросль? Соотнесите рисунок водоросли и её описание. (Саргассум)

А) эта водоросль может достигать в длину несколько метров, она съедобна и имеет второе название морская капуста.

Б) эта водоросль самая крупная из известных водорослей, что отражено в её названии. Она имеет размеры до 40 м и может расти на полметра в день.

В) эта водоросль может образовывать в море целые плавучие острова и затруднять судоходство, её именем названо море

III группа.

К какому отделу относятся изображённая водорослей? Соотнесите рисунок водоросли и её описание (Порфира)

А) эта водоросль имеет листовидную форму, она съедобна и имеет второе название красный морской салат

Б) эта водоросль имеет вид кустика, используется для получения гелеобразного вещества агар-агар, широко применяемое в микробиологии и в пищевой промышленности. (Кластер)

Vэтап. Значение водорослей.

Перечислите значения водорослей, используя картинку (Слайд 16).

Составьте синквейн «Водоросли».

Рефлексия. Лестница успеха

Д/з: Изучить текст и рисунки §20 учебника. Выполнить задания в конце параграфа.