Использование активных методов обучения в преподавании дисциплин хирургического профиля
Преподаватель Локтева Т.А.
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной
Активные методы обучения – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которых они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Одним из интерактивных методов является проведение предметных недель в Самарском медицинском колледже. Такая практика повышает интерес студентов к дисциплине, облегчает изучение наиболее сложных разделов, повышает уровень подготовки студентов, способствует формированию профессиональных компетенций. Цикловая методическая комиссия «Лечебное дело» провела неделю хирургии, посвященную выдающемуся ученому - хирургу Пирогову Николаю Ивановичу. Пирогов Н.И. по праву занимает в истории русской медицины совершенно особое место как ученый и клиницист. Он фактически создал школу хирургии в России. Это был человек живого труда и честного дела. Он преподавал в различных университетах, оперировал, спасал раненых на Кавказе и в осажденном Севастополе, воспитывал учеников. Везде он проявлял любовь к делу, вкладывал в него душу. Памяти этого великого медика мы посвятили наши мероприятия.
Началась неделя хирургии с проведения круглого стола, в котором приняли участие студенты отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело» и участники студенческих научных кружков. Студенты выступили с докладами, посвященными следующим темам: «История жизни Пирогова Н.И.», «Сортировочные ряды Н.И. Пирогова». В презентациях выступающие отразили значимость работ Н.И. Пирогова – гениального основоположника хирургии в России. Презентации были посвящены и хирургической научной школе, сформированной в стенах СамГМУ. Основателями этой школы стали травматологи — академики РАМН, заслуженные деятели науки РФ А. Ф. Краснов и Г. П. Котельников; членов - корреспонденты РАМН, заслуженные деятели науки России: офтальмолог Т. И. Ерошевский и отоларинголог академик РАМН И. Б. Солдатов; профессора, заслуженные деятели науки РФ - хирурги Г. Л. Ратнер, А. М. Аминев и другие ученые.
В рамках проведения Недели хирургии прошел библиотечный урок, на котором студентам была представлена тематическая выставка литературы о Н.И. Пирогове, самарских ученых-хирургах и подробная информация об имеющемся в библиотеке колледжа фонде литературы по хирургическим дисциплинам.
Открытое занятие на тему «Десмургия» проходило в форме соревнования. Тема урока выбрана не случайно: наложение повязок - один из важных разделов общей хирургии, знаниями и навыками которого должен овладеть будущий медицинский специалист среднего звена: медицинская сестра и фельдшер. Соревновательная часть была организована как решение ситуационных задач, контроль конечного уровня знаний проводился в виде выполнения заданий в тестовой форме. Занятие-соревнование позволяет активизировать мышление, научить студентов работать в команде, находить ошибки в действиях соперников и исправлять их. Основная цель занятия: углубление знаний по теме, формирование профессиональных компетенций, закрепление практических навыков – была достигнута.
Заслуживает внимания проблемно-обобщительное открытое занятие на тему «Реанимация и интенсивная терапия пациентов с шоковым синдромом различного генеза. Вклад Н.И. Пирогова в изучение клинической симптоматики и лечение травматического шока». Тема занятия не потеряла актуальности со времен Пирогова, который был участником 3-х войн. Оказывая помощь раненым, он первый описал клиническую картину травматического шока, исследовал причину сепсиса и септического шока. В настоящее время дорожно-транспортные происшествия, взрывы, пожары, огнестрельные ранения, к сожалению, стали обыденными явлениями. Травматический, геморрагический, ожоговый и другие виды шока встречаются в работе фельдшера скорой помощи практически ежедневно. Поэтому знание неотложной помощи при шоках необходимо в будущей профессиональной деятельности студентов. Актуальной проблемой в процессе обучения является низкая готовность студентов к самостоятельной деятельности, поэтому целью занятия явилось создание активной познавательной среды, позволяющей формировать у студентов навыки самостоятельного приобретения знаний, умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. С этой целью были разработаны задания для самостоятельной работы и критерии оценки для каждого задания и введена рейтинговая система их оценивания, с которой студенты ознакомились в начале занятия. Каждый студент самостоятельно выбирает задание, выполняет его и постепенно набирает количество баллов, соответствующее оценкам «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично». Если студента устраивает оценка «Хорошо», то студент может не продолжать выполнение своего задания. Такая система оценивания повысила интерес студентов к самостоятельной работе на занятии. Все студенты, не желая останавливаться на низком количестве баллов, выполняли дополнительные задания, чтобы набрать их максимальное количество.
Занятие – деловая игра на тему: «Медицинская сортировка» проходило как имитация проблемной ситуации: произошло ДТП, и фельдшерские бригады должны провести медицинскую сортировку, определить очередность оказания помощи, объем доврачебной медицинской помощи, положение при транспортировке, профиль госпитализации и заполнить сопроводительную документацию. Внимание студентов было обращено на то, что в мире до сих пор нет аналогов разработанной Пироговым Н.И. медицинской сортировки. В настоящее время успешно применяются принципы и правила сортировки в работе службы медицины катастроф при ликвидации медицинских последствий в условиях ЧС. Госпитальные палатки Пирогова стали прототипом многопрофильного полевого госпиталя «Защита».
Открытое занятие «Гнойная хирургическая инфекция» было организовано следующим образом: команды получили задания, в которых были сформулированы проблемы, для решения которых нужно было создать проект и затем защитить его. Темы заданий «Этиология, патогенез, клиническая картина, профилактика и лечение абсцессов, флегмон, карбункулов, маститов» можно было представить в виде плаката, картинок, комикса или в любой другой форме, которую студенты посчитали наиболее удобной. Проекты, представленные командами, получились разнообразными, яркими и грамотными. Результаты занятия показали, что тема студентами усвоена хорошо.
Подвел итоги недели хирургии КВН «Профилактика внутрибольничной инфекции». Организовали мероприятие все преподаватели ЦМК специальных дисциплин хирургического профиля. Трудно представить, что тема из общей хирургии может быть представлена как каскад шуток, сценок, пантомим, частушек, песен. Студенты с энтузиазмом выполняли различные задания: показывали пантомимы хирургических манипуляций, облачались в стерильную одежду, защищали санитарные бюллетени и т.д. И все это с хорошим чувством юмора, без которого в медицине – никуда. КВН стал достойным завершением недели хирургии в колледже.
Предметная неделя помогала углубленному изучению специальных дисциплин хирургического профиля, активизации учебной деятельности, повышению ее эффективности, созданию условий для раскрытия и реализации профессиональных способностей студентов, воспитанию у студентов любви к профессии, корпоративной солидарности, формированию творческих качеств и уважению к историческому прошлому медицины России. Занятия, проведенные в рамках недели хирургии, способствовали повышению профессиональной компетенции преподавателей и совершенствованию их педагогического мастерства.
Использованные источники
Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 – 474 с.
Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А.А. Орлов. – М.: Академия, 2014. – 281 с.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2014. – 576 с.