Статья «Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых»
Представления о профессиях у дошкольника ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа папы и мамы, воспитателя в детском саду, профессии доктора, пожарного, парикмахера, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало.
В современном мире существу большое количество видов труда. Обеспечение детей информацией о мире профессий нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и могут быть реализованы в условиях дошкольной деятельности взрослого и ребёнка. У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, в которой дети часто отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, дидактическая игра. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд.
Дидактические игры используется во всех видах образовательной деятельности с детьми как индивидуально, так и с группой ребят. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.
Цель дидактических игр: уточнять представления детей о некоторых
трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий.
В работе с детьми используются следующие виды дидактических игр:
- словесные игры;
- игры с предметами;
- игры с движениями;
- настольно-печатные.
В словесные играх, дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными профессиями, самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.
Следующий вид дидактических игр - игры с предметами. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети непосредственно знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Далее игры с движениями – это игры, которые направлены на развитие движений дошкольников, ориентировку в пространстве, развитие его физических качеств.
И последний вид игр - настольно-печатные. Руководя настольно - печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Виды настольно – печатных игр:
1 Подбор картинок по парам.
Детям предлагают найти среди разных картинок две совершенно одинаковые.
Это самое простое задание в данной игре. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
2 Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами.
3 Запоминание состава, количества расположения картинок.
4 Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий.
Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека служат образовательно-игровые ситуации.
Дидактическая игра должна стать помощником воспитателя в обучении дошкольников.
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Необходимо планировать совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы игры закрепляли и углубляли полученные знания. Если утром вы поиграли в сюжетно ролевую игру «Больница», то вечером можно предложить дидактическую игру «Собери чемоданчик доктору» и наоборот, вводить новые понятия можно через дидактическую игру (знакомство с атрибутами, действиями, внешним видом), а затем проиграть сюжет.