СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование игровых моментов на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены формы работы на уроках литературы, способствующие развитию мышления и воображения, бробуждающие фантазию, создающие условия для самовыражения школьника.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование игровых моментов на уроках литературы"»

















Использование игровых моментов на уроках литературы



































Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль.

Необходимо выбирать виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им. Это ,конечно, игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно, исходя из целей урока, найти форму игры, органично «вплести» ее в канву занятия, чтобы помогать развитию творческих способностей учащихся. Это игра, основанная на соревновании, драматизация, инсценирование.

Слово-главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову необходимо с самого начала работы. Изучение художественного произведения, в котором много новых слов, начинаем словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшее толкование слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее объяснит слова. При этом разрешается пользоваться дополнительной литературой, словарями.

Обогащению словарного запаса способствует изучение в 5 классе темы «Пословицы и поговорки». Задача учителя - воспринимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Без игры не обойтись: она помогает создать нужные речевые ситуации. Раздаются карточки с пословицами. Проводятся такие игры: «Подскажи словечко!», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову». Эти игры помогают понять , что пословицы имеют ритм, рифму, и перейти к заданиям: предлагается к одной из пословиц придумать случай, рассказать о нем так, чтобы употребление пословицы было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоения понятия о сюжете, для развития детского творчества.

Одна из задач урока литературы - помочь учащимся уяснить роль различных выразительных средств, овладеть ими на практике. Например, игра в эпитеты. Первый этап- работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: предлагаю вспомнить авторские эпитеты. Второй этап- работа с произведением, не включенным в программу. Требуется вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие (свои), обосновать выбор, сравнить с авторскими. Ребята постигают возможности слов, овладевают ими. Письменная и устная речь становится свободнее, точнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности повествования.

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать роль детали в тексте. Задержать внимание на деталях помогает элемент игры. Такую игру используем, изучая сказку-быль «Кладовая солнца». Для уяснения смысла имеют значение не только действующие герои. Учащиеся должны по репликам героев о других персонажах догадаться, о ком идет речь. Воображение ребят развивается, когда они готовят рассказы о родителях Насти и Митраши.

Игра помогает дать представление о строении произведения. Это, например, игра с иллюстрациями. Используя их, просим рассказать, что изображено, вспомнить сказку и ее автора, подобрать иллюстрации так, чтобы воссоздать сюжет . Такая работа дает представление о композиции, развивает речь.

В программу включены произведения, герои которых вызывают у ребят симпатию. Используем прием- рассказ с изменением лица, после того как разобрались в характере героя, его поступках, привычках. Близки к этому приему и этюды-импровизации, когда ученики домысливают действия, сочиняют отдельные эпизоды. Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения. Удачной формой является театрализованная игра. Она доступна и интересна для школьников.

Проводятся творческие зачеты. Первый зачет проводится после изучения темы «Басни». Учащиеся делятся на группы, выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов. Представляют плоды своего творчества, получают оценку.

Такие формы работы развивают самостоятельность мышления и воображения, пробуждают фантазию, создают на уроке условия для самовыражения каждого школьника для творчества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!