СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование информационно коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный процесс в России в последние годы строится на новых принципах. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. ИКТ занимает ведущую роль, подробно с ним вы познакомитесь в данной статье.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование информационно коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа для детей с ОВЗ №7»

г.Курчатов, Россия.









СТАТЬЯ



Тема: «Использование информационно коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе»







Выполнила:

Учитель начальных классов

Лапковская И.Г.





Курчатов

2025

Введение.

Образовательный процесс в России в последние годы строится на новых принципах. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС определяют реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального общего образования. Неотъемлемой составляющей нового стандарта являются универсальные учебные действия, важными элементами формирования которых являются ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред – наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий.


















ИКТ в учебном плане.

Одна из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала во внеурочной деятельности в начальной школе – мультимедийные презентации. Они позволяют учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал с учетом особенностей того или иного класса, конкретного предмета, изучаемой темы. Это позволяет построить урок, достигая максимального учебного эффекта.

Презентации помогают учителю наглядно представлять учебный материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала, регулировать объем и скорость выводимой на экран информации с помощью анимации, использовать ресурсы сети Интернет и другое.

Главным преимуществом использования ИКТ в учебном процессе во внеурочное время начальной школы является повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности обучающихся. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий повышает познавательный интерес младших школьников к изучаемым предметам, способствует успешному усвоению ими учебного материала и психическому развитию детей, помогает им разобраться в потоке современной информации.

ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им нужно профессионально владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Однако используя информационно-коммуникационные технологии в организации учебно-воспитательного процесса, важно руководствоваться следующим принципом: ИКТ должны выступать только как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.

Информационные технологии используются для развития личности обучаемых, с целью подготовки их к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через развитие конструктивного, алгоритмического мышления, посредством развития творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, путем формирования информационной культуры, развития умений осуществлять обработку информации. Кроме того, ИКТ готовят обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности. Но самое главное – ИКТ обеспечивают мотивацию учебно-воспитательного процесса.

Использование готовых электронных продуктов («Тренажер по русскому языку», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.) позволяет интенсифицировать деятельность учителя и деятельность младших школьников, позволяет повысить качество обучения предмету на основе принципа наглядности.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в долговременную память младших школьников информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Ресурсы же сети Интернет позволяют целенаправленно находить ту или иную информацию и систематизировать ее исходя из поставленных задач. Использование интерактивной доски открывает множество дополнительных возможностей при изучении русского языка.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности по русскому языку позволяет увеличить объём сообщаемой учащимся на уроке информации, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации младшим школьником.

Использование ИКТ во внеурочное время способствует активизации умственной деятельности, формированию положительной мотивации у большинства учеников к занятиям. Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приемы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала учителя и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни. Применение ИКТ при изучении орфографии позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности материала по теме и своевременно скорректировать результаты.










































Практическое использование ИКТ во внеурочной деятельности.

С целью эффективной организации орфографической работы во внеурочной деятельности по русскому языку с использованием ИКТ я проанализировала методическую литературу по исследуемой проблеме. Анализ статей из журналов «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После» за последние пять лет показал, что учителя начальной школы активно используют информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка.

Так, Ю.А. Колесникова в своей статье «Первое место – компьютеру» рекомендует использовать разнообразные дидактические игры, а компьютер помогает учителю, по ее мнению, решить проблему дефицита подвижной наглядности [Колесникова 2007].По мнению Ю.А. Колесниковой, ИКТ являются мощнейшим стимулом для детского творчества.

Л. А. Фролова в своей статье «Обучение орфографии с использованием информационных технологий» подчеркивает, что выполнение орфографических упражнений с поддержкой ИКТ способствует развитию у учащихся соответствующих умений, а также повышению интереса к изучению орфографии. Автор статьи полагает, что такая работа помогает насытить содержание обучения зрительными образами, обеспечивающими сознательное овладение учащимися новыми знаниями [Фролова 2007].

Интересные приемы использования ИКТ в целях развития речи предлагает Л.А. Волкова. Она соединила игру на компьютере с серьезной работой с использованием текстового редактора Word. На уроке по развитию речи младшим школьникам было предложено задание составить текст из «рассыпавшихся» предложений. [Волкова 2012].

М.Н. Брылова в статье «Применение компьютерных технологий на уроках русского языка» рассматривает особенности использования ИКТ при обучении русскому языку детей с нарушениями речи [Брылова 2011].

Какие же ставились задачи:

- формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над «трудными» словами;

- помочь учащимся в восприятии и осознании смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

- совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.

Были разработаны мероприятия для внеурочной деятельности на следующие темы:

"Молчаливые буквы" (беседа о функциях букв Ъ и Ь),

"Можно ли усвоить правописание всех слов?" (беседа об орфографическом словаре),

"Как делаются слова?" (беседа о способах словообразования в русском языке и связанных с ним орфограммах),

"Все растет из корня" (беседа об однокоренных словах и их правописании) и другие, в ходе которых были использованы следующие дидактические материалы и условия(их рекомендуется использовать в ходе внеурочной деятельности продолжительностью от 7–8 до 15 минут).

Работа над орфографией должна начинаться с восприятия детьми значения слов. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет или его изображение, называют его словом, определяют назначение, объясняют отличительные признаки этого предмета.

Используемые картинки, показанные в презентации, формируют не только интерес к предмету, но и способствует запоминанию, развитию воображения.

Таким образом, использование картинок рассчитано не только на фронтальную работу учителя со всем классом, но и носит создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Можно разнообразить этап знакомства учеников с новыми правилами или словарными словами, побудить к тому, чтобы ребята сами догадались, о каких словах пойдёт речь. Это достигается путём досказывания детьми рифмованных четверостиший. Также интересно отгадывать загадки, отгадки – «словарные слова».

Значение работы над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с развитием фонематического слуха у младших школьников. Дети желают не только слушать, но и придумывать свои, пусть поначалу не совсем совершенные, рифмы.

Младшие школьники так чутки к слову, к образу, им всё интересно. Целесообразно проводить устный и наглядный этимологический анализ слов. Часто сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых «словарных слов».

Когда учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки, у них формируется фотографическая память.

На экране появляется карточка с написанным на ней словом (орфограмма, которую надо запомнить, выделена красным цветом; если это безударная гласная, то ставиться ударение). Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

Затем предлагается решить орфографические задачи:

  • Какую букву в слове надо проверять при письме и почему?

  • Как проверить эту букву? 

  • Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?

Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

Следующим шагом в работе является – это подбор к изучаемому слову однокоренных слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На экране появляется слайд, на котором написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь. С любым из однокоренных слов учащиеся:

  • составляют свое предложение

  • с изучаемым словом составляют словосочетания

  • знакомятся с фразеологизмами

  • записывают предложение с изучаемым словом, вставляя пропущенные буквы.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сопоставления сходства и различия, сравнение, учит детей делать обобщения и выводы.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Используя дидактический материал, всегда можно найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, фразеологизмы, предложения и тексты.

Для глубокого усвоения употребления правил и запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходима разнообразная словарно-орфографическая работа на каждом уроке русского языка и во внеурочное время.

Наиболее распространённым видом словарно - орфографической работы являются диктанты. Они позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать орфографическую зоркость и память.

Рассмотрим комплекс упражнений, используемых во внеурочной деятельности по русскому языку с использованием ИКТ.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти, т.к. зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.

Картинный тематический диктант.

(Учитель показывает слайды, дети называют изображённый предмет, записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. В конце работы выполняют проверку.)


Картинный диктант на заданную букву.

Творческий диктант (учащимся необходимо заменить развёрнутое определение одним словом).

Диктант с использованием загадок. (На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.)

Диктант с использованием русских народных пословиц(к данной пословице необходимо подобрать пропущенное слово, записать его, выделить орфограмму).

Буквенный диктант (учащимся необходимо записать в столбик только пропущенные безударные гласные, выполнить проверку). Можно приготовить такие карточки и раздать детям как домашнее задание.

Словарная работа «Описание» (по данным именам прилагательным учащимся необходимо подобрать имя существительное с непроверяемой безударной гласной)

Словарная работа «Корректор» (необходимо исправить ошибки в словах, записать в тетрадь, выделить орфограммы, выполнить самопроверку)

Словарная работа «Ребусы»

Словарная работа «Собери слово»(Необходимо из данных слогов на слайде составить слово)

.

Словарная работа «Рассказ» (записать рассказ, вставляя пропущенные буквы, заменить картинки словами).







Лето

Кор_тка летняя я . Заиграл первый луч . П_дул ветерок. Зашелестели листики. Всюду пр_снулась жизнь. На з_лёный луж_к прилетели Жужжат, т_ропятся к цв_там м_хнатые шмели.

К л_сной _пушке сл_таются птицы. Зв_нят в воздухе их радостные песенки. Приб_гают на п_лянку л_сные зв_рьки. Слышны разные звуки, ш_р_хи, г_л_са. Вот в рыжей шу_ке сделала лё_кий прыж_к и ок_залась на в_ршине с_сенки. пр_б_жал в своё ж_лище.

Хл_почут усердные





Кроссворд (разгадать кроссворд, записать слова в тетрадь).



Все предметы, изучаемые в школе, имеют воспитательное значение. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, осуществлять это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Считается недопустимым, чтобы в школе изучалась только грамматика языка. Необходимо вместе с детьми всматриваться в слово, знакомиться с его родственниками и предками, узнавать, как оно работает, вслушиваться в звучание, осознавать значимость самого Слова.

Неиссякаемым источником, который обогащает нашу речь яркими, выразительными образами, является пословица. Пословицы подсказывают, как поступить в той или иной ситуации, напоминают о последствиях, предостерегают от ошибок.

Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. В конце каждой работы нужно знакомить учащихся с новой пословицей, афоризмом. Используя высказывания великих писателей, стараться вызвать в ребенке чувство гордости за родной язык, за красоту русского слова. Через диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное обогащение учащихся.

Исходя из известной психологической закономерности о том, что чем больше органов чувств воспринимает изучаемое, тем оно прочнее запоминается, необходимо использовать на уроках все возможные средства воздействия на ученика. Учителю необходимо организовать работу таким образом, чтобы в усвоении каждого нового слова активное участие принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание.

Результатом применения такой работы является грамотное письмо, поэтому целесообразно проводить мониторинг уровня обученности учащихся и коррекционную работу согласно результатам.

Наблюдение за деятельностью учащихся на внеурочных занятиях с применением информационных технологий показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, охотнее работают с учебником и отвечают на вопросы учителя, то есть они усваивают больше материала, чем без применения ИКТ.

Информационные технологии являются дидактическим резервом для формирования положительных мотивов к учению. Презентация использовалась как дидактический материал. Это обеспечило концентрацию внимания учеников и повысило их заинтересованность в изучении материала с самого начала. Проводить орфографическую работу с применением слайдов очень удобно, так как дети видят слова на экране, что приводит к лучшему запоминанию материала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!