СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование информационных технологий в обучении математике студентов СПО"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье определена роль информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике студентов СПО. Также рассмотрены положения, указывающие на необходимость использования в учебном процессе современных форм обучения на базе средств ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование информационных технологий в обучении математике студентов СПО"»

Пашковская Л.Н.,

преподаватель математики

ГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СПО


В современном обществе велика роль системы среднего профессионального образования: с каждым годом приём в колледжи и техникумы становится все больше и больше, а также многие специалисты, работающие на производстве, имеют среднее профессиональное образование. Модернизация образования предполагает улучшение качества подготовки специалистов среднего звена, что также актуализирует вопрос о повышении качества математического образования студентов СПО.

Процесс обучения математике в среднем профессиональном учебном заведении достаточно сложный: большой объем программного материала, который чаще всего излагается в устной форме и который достаточно трудно запомнить; обучение осуществляется в больших группах, иногда для всего потока, что исключает возможность дифференцированного и индивидуального подхода к студентам. Учебное время на изучение математики значительно сокращено, по сравнению со школьной программой. Кроме того, в последние пять лет отмечена тенденция к снижению уровня математической подготовки у абитуриентов средних профессиональных учебных заведений. Можно отметить такой факт, что преподаватель колледжа или техникума, используя традиционные методы обучения, не может дать студентам необходимый объем знаний, умений и навыков по предмету за отведенное ФГОСом время. Повышение качества математического образования становится возможным за счёт внедрения в процесс обучения новых, нетрадиционных, методов на основе применения информационных технологий.

Под информационной технологией понимают процесс, в котором используются разные средства и методы сбора, обработки и передачи данных для получения качественно новой информации о состоянии объекта, процесса или явления.

Исследователями К. Г. Кречетниковым, И. В. Роберт, Н. В. Софроновой, изучающими организацию процесса обучения с использованием ИКТ, были определены следующие дидактические принципы обучения:

1.   Принцип адаптивности заключается в использовании преподавателями средств наглядности, дифференциации заданий в соответствии с объемом, содержанием и сложностью восприятия учебного материала.

2.   Принцип интерактивности предполагает сознательную активность студента, выражающуюся во взаимодействии с компьютером реализуемую на различных уровнях.

3.   Принцип индивидуальности обеспечивает активную учебную деятельность студентов за счёт организации самостоятельной работы по выполнению индивидуальных заданий.

Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математики способствует повышению уровня преподавания курса, позволяет обеспечить оперативный мониторинг и контроль за успеваемостью студентов, предоставляет доступ к базам данных математических знаний, ранее хранившихся только в специализированных библиотеках.

Современный урок – это урок, разработанный на основе использования ИКТ, объединяющий в своей структуре методики изучения нового материала и методики применения компьютерных технологий. Преподавателю математики становятся доступны следующие новые педагогические инструменты: мультимедийные презентации, содержащие текст учебного материала, формулы, графики, диаграммы, анимация, видео и звуковые эффекты, программы тренажёры, использование которых положительно влияет на эффективность и качество преподавания дисциплины. Кроме того, учебный процесс приобретает элементы интерактивности, творчества. Основными достоинствами средств ИКТ является возможность эффективной демонстрации схем, рисунков, что, в свою очередь, экономит учебное время, а также способствует лучшему запоминанию и усвоению студентами материала [1].

Существует несколько вариантов использования средств ИКТ на уроках:

-     мультимедийный урок – в аудитории находится один компьютер, с помощью которого преподаватель наглядно демонстрирует материал урока; студенты пользуются им при защите докладов, проектов и т.д.;

-     компьютерный урок – в аудитории находятся несколько компьютеров, за которыми могут работать сразу все студенты (выполнять индивидуальные задания, тесты, тренировочные упражнения, лабораторные работы и т.д.);

-     « двойной» урок (математика «плюс» информатика) – занятия проходят в компьютерном классе, основной задачей является отработка материала с помощью компьютера и различных компьютерных программ;

-     урок на основе ЭОР – в основе занятия лежит самостоятельная работа студентов с электронными информационными ресурсами.

Таким образом, использование средств ИКТ на занятиях помогает студентам увидеть целостную картину изучаемого материала, облегчить процесс его усвоения и запоминания, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить результативность учебного процесса. Также у студентов появляется возможность самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию, экономить время для творческой работы, благодаря электронным учебным комплексам [2].

С помощью электронных учебных средств преподаватель может организовать самостоятельную деятельность студентов, распределив задания в соответствии с возможностями каждого ученика. Таким образом, «сильные» обучающиеся получают задания повышенной сложности, ориентированные на развитие их логического и творческого мышления; «средние» обучающиеся выполняют задания в соответствии с требованиями стандарта, а также им показывают алгоритм решения более сложных задач; «слабым» обучающимся предоставляются инструкции к выполнению заданий, а также оказывается педагогическая поддержка в ходе выполнения [3].

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что использование средств ИКТ будет эффективным на любом этапе урока: изучение нового материала, актуализация ЗУНов, повторение и обобщение, первичное закрепление. Яркие видеосюжеты, фотографии, рисунки, анимация – все это делает процесс преподавания математики более интересным, содержательным, эмоциональным и наглядным, что является эффективным средством повышения познавательной активности студентов СПО, стимулом к изучению смежных дисциплин, продолжению образования и к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

1.   Андреев, А. А. Основы открытого образования / А. А. Андреев, С. Л. Каплан, Г. А. Краснова и др. – М. : Триумф, 2012. – 264 с.

2.   Ульянов, В. Н. Информационные технологии в обучении математике в общеобразовательной школе / В. Н. Ульянов, Н. А. Бажина // СПО. – 2007. – №7. – С. 38-39.

3.   Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2002. – 224 с.