Использование краеведческого материала
на уроке немецкого языка на начальной ступени обучения
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание всегда было и остаётся приоритетным направлением в работе образовательных учреждений нашей страны. Это находит своё подтверждение и в планирования достижений личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения. Здесь в одном из пунктов прописано, что одной из задач обучения является» формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности».
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Одним из эффективных средств достижения этой цели является использование краеведческого материала на уроках иностранного языка, что позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах и приобщать учащихся к культурному наследию своей страны и «малой родины». Специфика краеведческого материала такова, что он не может быть отражен в учебниках, издаваемых центральными издательствами. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать краеведческий материал, когда рассматриваются темы, которые можно дополнить или расширить данным материалом. В первую очередь это касается лексики. Согласно методике обучения иностранным языкам введение краеведческого материала должно строиться в соответствии с определенными принципами:
1.Принцип междисциплинарности - подразумевает связь с другими предметами школьной программы.
2.Принцип систематичности.
3.Принцип тематичности - краеведческий материал должен соответствовать определенной теме.
4.Принцип соответствия возрастным особенностям учащихся.
Работу над краеведческим материалом можно начинать уже в начальных классах, так как темы обучения повторяются в последующие годы на продвинутом, расширенном уровне.
Уже во втором классе ребята знакомятся с картой Германии и её городами. Здесь ребят можно познакомить с картой России, найти на ней наш областной центр, а также упомянуть о местонахождении нашего родного посёлка Судиславль. Здесь же начинается тема «Семья» и «Животные». Дети очень любят эти темы, каждый старается описать свою семью и животных лучше всех. Делают проекты в виде рисунков. С третьего класса начинаются темы «Времена года», «Праздники», «Школа», «Свободное время», «Дом, квартира», «Зоопарк». Во время изучения данных тем также можно активно использовать краеведческий материал. Например: Wie ist das Wetter in deiner Heimatstadt in verschiedenen Jahreszeiten? Welches Obst und Gemüse gibt es in deinem Schulgarten? Was gibt es in deinem Klassenzimmer?
Особенность краеведческого материала заключается в том, что он может быть использован на любом этапе урока, представлен отдельным уроком или иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя). Результаты работы могут быть продемонстрированы в классе, могут быть адресованы родителям или оформлены на стенде. Соответственно, знакомство с материалом имеет разные формы: экскурсия с осмотром достопримечательностей города, защита проекта, встреча с интересным человеком. Методы обучения также могут варьироваться: метод проектов, ролевая игра, поисковые технологии. В качестве источников информации могут служить фотографии из личных архивов - все, что носит информативный и познавательный характер. Работа с краеведческим материалом строится путем сравнения и дополнения с учебным материалом по темам.
Использование различных игр и игровых приемов также вносят оживление в уроки и способствуют расширению кругозора учащихся. С разными заданиями проводятся настольные игры в форме соревнования, которые необходимо ограничить по времени. Нетрадиционно проходит урок - экскурсия по теме «Мой город», При этом экскурсия может носить заочный характер, т.е. без выхода из класса, учитель выступает в этом случае в роли гида, а также можно использовать обучающихся старших классов.
Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что использование упражнений краеведческой направленности, вносят разнообразие в урок и способствуют развитию познавательного интереса к родному краю, помогают учащимся осознать целостность и неповторимость национальных культур. Безусловно, краеведческий материал способствует повышению качества обучения, мотивации, служит не только для изучения новых знаний, но и для их закрепления, повторения, обобщения, контроля, следовательно, выполняет все дидактические функции.
Литература:
Бим И. Л. и др. Учебники немецкого языка для учащихся 2 - 4 классов — М.: Просвещение, 2019г.
Тамбовкина Т. Ю. Региональный материал на уроках немецкого языка // Иностр. языки в школе. — 1995. — № 1.
Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. — 2000. — № 1.
4. ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)