СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья" Использование метода моделирования при обучении младших школьников решению задач на движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данной статьи, Вы узнаете о математическом моделировании, математических моделях и как их применять во время решения задач на движение. 

Презентация к статье по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/Bm5uS405QK4v_A

 

Просмотр содержимого документа
«Статья" Использование метода моделирования при обучении младших школьников решению задач на движение"»

Шмарловская Анастасия Евгеньевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1»

студента 3-го курса, отделения «ПНК».



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Аннотация: в данной статье представлены и кратко описаны виды моделей, которые используются на уроках математике в начальной школе по решению задач на движение. Приведены примеры составления данных моделей к задачам на движение.

Ключевые слова: текстовая задача, модель, моделирование, математическая модель, математическое моделирование.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть, сформулировать задачу словесно, создать математическую интерпретацию решаемой проблемы, выбрать методы и способы достижения поставленной цели. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Поэтому очень важно научить школьников в широком смысле слова работать с задачей.

Справедливо считать, что любая задача, включенная в урок, должна быть обязательно решена на этом уроке, решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность учащихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Чтобы этого избежать и чтобы дети не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использование разнообразных форм и методов проведения урока в целом и решения текстовых задач в частности. Вариативность методов обучения математике помогает учащимся глубже окунуться в тему, более осознанно усвоить учебный материал, научиться общаться с коллективом, развивать самостоятельность.

Цель исследования: изучить процесс формирования и развития действия моделирования при решении текстовых задач на движение у учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

  1. Изучить характеристики процесса движения, его особенности, виды задач на движение, методы и способы решения;

  2. Проанализировать виды моделей решения задач на движение;

  3. Подобрать и решить ряд текстовых задач на различные виды движения, изучаемые в начальной школе.

Понятие моделирования

В настоящее время едва ли найдется такая наука, среди математических средств которой не было бы моделей, созданных на основе математики и информатики. В зависимости от предмета исследования значение моделей более или менее велико. Общая для всех последовательность процесса моделирования представлена на рисунке.








Таким образом, математическое моделирование – это приближенное описание некоторой проблемы, позволяющий при её анализе применять формально-логический аппарат математики. При математическом моделировании мы имеем дело не с объектом, а с построенной с него теоретической копией, выражающей в математической форме основные его закономерности.

Математические модели могут включать в себя арифметические выражения, геометрические фигуры, функции, уравнения, неравенства и другие абстракции, сформулированные в чисто математических терминах.

Работа в начальной школе начинается с рисунка.

1. Рисунок. Знакомство с этой математической моделью начинается в 1 классе. Во-первых, рисование - основной вид деятельности, который любят дети, во-вторых, данный прием отлично развивает моторику рук, в-третьих, рисование развивает детей.

На основе рисунка формируется навык составления краткой записи.

2.К раткая запись. С данной математической моделью начинаю работать в конце 1-го класса. Эффективно вводить краткую запись параллельно с рисунком.



3 .Таблица. Знакомство с этой моделью начинается в конце 1-го, начале 2-го.





  1. Ч ертёж. Данный вид математической модели удобно применять тогда, когда существуют числовые данные в задаче удобные, позволяющие начертить отрезок заданной длины.







  1. С хема. Знакомство с этой математической моделью происходит в конце 1-го класса. Данная модель применяется на материале обратных задач, при решении задач различными способами.





При решении текстовых задач на движение широко используется метод моделирования, что способствует очень прочному усвоению материала школьной программы.

Математические модели помогают ученикам в выявлении скрытых зависимостей между величинами, заставляют ученика активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач.

При решении задач на движение используются разные виды моделей, например, схематический чертеж, таблица.

Метод моделирования позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Библиографический список

Л.П. Стойлова. Математика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений /. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 424 с.

Сёмина В.В. Методы и приёмы решения текстовых задач по математике в начальной школе. Сборник, 2013.

Л.П.Стойлова. Теоретические основы начального курса математики: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред.проф. Образования ., М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!