СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование метода мозгового штурма на уроках английского языка" + технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представлены виды мозгового штурма; разработка технологической карты

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование метода мозгового штурма на уроках английского языка" + технологическая карта»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОЙ АТАКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Д.А. Преображенская, V курс очной формы обучения

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»


Урок сегодня – традиционная форма организации обучения с целью овладения учащимися конкретным материалом. Но часто отсутствие на уроке вовлечённости и активности обучающихся ограничивает их потенциал, снижает мотивацию к обучению. Для того чтобы превратить строгий однотонный урок в интересное событие в жизни ученика, рекомендуется использовать различные активные методы обучения, т.е. усиленно действующие способы достижения дидактической цели. Одним из широко используемых активных методов обучения является мозговой штурм (брейнсторминг).

Мозговая атака (брейнсторминг) как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен американским изобретателем и психологом А.Ф. Осборном в 1953 году. Изначально данный метод применялся преимущественно для обсуждения технологических задач, проблем планирования и прогнозирования. Позднее было обнаружено, что метод может активно применяться в различных областях знаний, на деловых встречах или при разработке проекта, для экспертной оценки рисков, стимулирования креативного мышления.

Сущность метода мозгового штурма - решение проблемы на основе формирования творческой активности, в процессе которого участники обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решения, в том числе фантастичных. Это позволяет избавиться от метода проб и ошибок – в противовес ему описываемый нами метод разрушает имеющиеся стереотипы и формирует новые шаблоны. Стихийное разрушение стереотипов заложено в самом названии метода, ведь «storm» более точно переводится не как «штурм», а как «шторм», «буря» [1].

Хотя А.Ф. Осборн является основоположником метода мозгового штурма, схожим способом пользовались моряки – «корабельный совет» собирался в трудных ситуациях в полном составе. Обсуждение шло по кругу, начиная с младшего юнги и заканчивая капитаном корабля. Такой совет проходил в два этапа: сначала высказывались предложения и идеи, затем начинался процесс их обсуждения.

Основной принцип и правило метода – категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен уметь направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики [2]. Также успех во многом зависит от выбора проблемы – она должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Следует помнить ещё об одном условии, вытекающем из определения метода мозговой атаки – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы.


Наиболее известной разновидностью мозгового штурма является групповой метод Осборна, при котором специально организуется дискуссия, позволяющая выслушать все мнения практически одновременно. Общение происходит в основном на вербальном уровне. Это позволяет не только услышать, но и воспринять чужое видение проблемы, уловить новые аспекты и грани, взглянуть на проблему с другой точки зрения.

Весь процесс мозгового шторма разделён на два этапа, как это происходило на корабельных советах:

1. коллективная дискуссия, в рамках которой генерируются идеи при абсолютном равноправии (что особенно важно) всех участников;

2. критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов.

Необходимо отметить, что и сейчас некоторые педагоги организуют корабельный совет, называя его «совет пиратов», но с соревновательной составляющей – тот участник совета, который не может сформулировать свою идею, предложение, оказывается съеден акулами, то есть выбывает из игры. С одной стороны, соревновательный эффект при обучении способствует повышению мотивации, что немаловажно, но, однако, рано «съеденный» участник оставшееся время игры сидит без дела [3].


При создании чего-то нового рекомендуется использовать обратный (негативный) мозговой штурм, который отличается от обычного тем, что обучающиеся составляют не список идей, а перечисляют недостатки предмета исследования, т.е. задаются вопросом «Как вызвать проблему и как усугубить ситуацию?» Когда список способов ухудшения ситуации составлен, необходимо его «перевернуть» и попытаться найти потенциальное решение проблемы [2].


Следующим типом мозгового штурма является теневой мозговой штурм, который позволяет обеспечить условия для одновременного присутствия и отсутствия генераторов идей, ведь не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. Мозговой штурм проводится двумя подгруппами: первая – собственно генераторы – высказывают идеи; вторая – теневая – следит за ходом работы, но не принимает непосредственного участия. Каждый участник второй группы записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой. Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются группе экспертов, чья задача – оценить идеи, их развитие, комбинирование.


Индивидуальный мозговой штурм по существу схож с методом коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственным отличием является проведение метода одним специалистом, как понятно из названия. Участник сам генерирует идеи, регистрирует их, оценивает. Длительность проведения не должна превышать 3-10 минут. К оценке идей следует приступать не сразу, а через какое-то время, например, через неделю.


При проведении «мозгового штурма на доске» необходимо повесить в классе специальную доску, чтобы участники размещали на ней листки с записями творческих идей, которые придут им в голову в течение учебного дня. В центре доски следует написать яркими буквами проблему, требующую разрешения. Любой, у кого возникнет интересная идея, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нём идеей.


Метод «365» - это письменный мозговой штурм с определённым количеством участников и конкретной процедурой проведения. Шесть участников выдвигают три идеи, которые поступают к другим участникам, дополняющим их новыми тремя идеями – и так пять раз. Каждый участник записывает идеи в бланк. Основные идеи (6 х 3 = 18) по очереди поступают к членам группы, каждый из которых дополняет их ещё тремя предложениями. После прохождения через руки всех шести участников бланки содержат 109 идей. Затем в работу включаются эксперты-критики. Письменно зафиксированные идеи отличаются лучшей формулировкой и большей обоснованностью, хотя и меньшей оригинальностью.


Мозговой штурм по-японски часто называют диаграммой родового сходства, или «рисовым градом». Эта техника помогает сблизить позиции каждого ученика и делает возможным принятие общего, приемлемого для всех решения.

План действий при данном виде мозгового штурма можно представить следующим образом:

Этап 1 – определение проблемы. Преподаватель перечисляет все понятия, относящиеся к проблеме. Каждый ученик записывает на отдельных карточках значимые факты, связанные с исследуемым вопросом. После этого преподаватель собирает и перераспределяет карточки, затем зачитывает содержание одной из них. Участники выбирают те карточки, которые связаны с предложенным высказыванием – составляется набор. Ученики дают набору название, отражающее суть выбранных карточек, извлекают основную проблему. Таким же образом объединяются в наборы все остальные карточки, в итоге получается заключительный набор, состоящий из всех наборов. Этот комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и её определению.

Этап 2 – решение проблемы. Каждый ученик записывает на отдельных карточках предложения по решению проблемы (кол-во не ограничено). Преподаватель собирает и перераспределяет карточки, зачитывает один из вариантов. Далее процесс происходит по аналогии с первым этапом. После составления заключительного набора преподаватель задаёт вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей у участников штурма, учитель сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Итак, метод мозговой атаки по-японски работает следующим образом: когда участники группы фиксируют связанные с темой факты, определение проблемы расширяется, когда они группируют факты в наборы, оно сужается.


Ещё одним видом мозгового штурма является брейнрайтинг. Эта методика основана на технике мозговой атаки в письменной форме. Ученики записывают свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются или друг с другом. Идеи соседа становятся стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Затем группа снова обменивается листками.


Как показывает практика, метод «мозговая атака» обладает колоссальным потенциалом развития творческих возможностей личности, позволяет развивать мышление, память, внимание, прививать умения и навыки быстро ориентироваться в ситуации, формировать уверенность в себе, принимать решения, развивать коммуникативные умения, толерантность в отношениях со своими одноклассниками [3].

Метод мозговой атаки может применяться в начальной школе, где учитель выступает в роли эксперта, который производит выбор подходящих идей, в средней же школе в качестве аналитиков выступают сами учащиеся, что эффективнее и интереснее.

В заключение нужно добавить, что эта методика требует применение английского языка в реальных условиях, способствует внедрению коммуникативного обучения. Дети учатся свободно говорить о том, о чем они думают, выражать собственные идеи настолько хорошо, насколько позволяет им их уровень владения языком. Интерес, появившийся в результате работы, мотивирует их к изучению английского языка и создает хорошую языковую базу.

Далее предлагается пример использования метода мозговой атаки на занятиях по английскому языку, составленный на основе пособия «English Brainstormers» [5] , и представлен фрагмент технологической карты урока «Life & Living» в 9 классе по учебнику Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули «Spotlight» [4].

Фрагмент технологической карты по английскому языку в 9 классе


УМК: «Английский в фокусе»

Предмет: английский язык

Учебник: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подолеко О.Е., Эванс В. «Spotlight»

Класс: 9

Тема: Life & Living

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: создание условий для повторения лексического и грамматического материала, для развития навыков монологической и диалогической речи

Задачи:

Образовательные: развитие навыков употребления лексики: дома, идиомы, связанные с темой: жизнь/образ жизни и среда обитания; развитие навыков употребления инфинитива/ -ing формы, предлогов места, прямых и косвенных вопросов.

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организацион-ный этап

Включение в деловой ритм.


Настраиваются на занятие, отвечают на вопросы

осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме (П); настрой на работу, концентрация внимания (Л)

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний

Настрой учащихся на подготовку к тесту

- I hope you remember that we’ll have a test next week, so now we are going to prepare for it. You are free to choose what aspect we’ll start with – lexis or grammar. It’s better if we start with the most difficult part.

Отвечают на вопросы, определяют порядок повторения тем

формулировать и ставить познавательные задачи (П), мотивация учебной деятельности (Л), взаимодействие учащихся с учителем и учащихся друг с другом (К)



3. Обобщение и систематизация знаний, применение на практике

Организация повторения грамматических правил, лексики

- Well, let’s remember what grammar rules we have studied.

- All right. Now, Masha, imagine you are a teacher and have to check your classmates’ knowledge. Ask someone to tell you the rule or to give an example or something else.

- As for lexis, we’ll go through it in two groups. The blackboard is divided into two parts, your task is to write down as many new words as you can. The group that will remember more words is a winner. Is it clear? Let’s start!

Отвечают на вопросы, пересказывают правило.





По очереди выступают в роли учителя и опрашивают одноклассников.







Работают в группах.

Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений (К), осуществлять актуализацию лексических единиц, основываясь на учебную ситуацию (П), принимать и сохранять учебную цель и задачи (Р), эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества (К)

4. Творческое применение (проблемные задания)

Применение знаний и умений в новой ситуации

- Now it’s time to imagine a little bit! You need just a sheet of paper and a pen. Imagine you are going to ship off to a quiet, comfort desert island. But it’s a bit different from the others. It has running water, electricity, a beautiful house and other modern-day comforts. You and your family will have the entire island to yourselves for the next two months. But there is a bit of catch there. You are only allowed to take one of everything with you: one book, one photo… So now is the time to do some thinking about what you will pack for the trip. So, write down the answers to the statements that are on the board (Приложение 1). If you choose to do so, share your answers with your classmates. During discussion try to use our lexis and grammar constructions. If you hear the wrong grammar in your classmate’s speech, write it down or just remember.

Выполняют задание на листах, затем обсуждают и обосновывают свой выбор, используя грамматику и лексику, повторяемую на уроке.

Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений (К), взаимодействие учащихся с учителем и учащихся друг с другом (К), принимать участие в совместной работе в группе (П), формулировать своё мнение (К), анализировать, сравнивать, делать выводы (П)


5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Указывает на ошибки в речи учеников

Указывают на ошибки, которые заметили, пытаются исправить свои ошибки в указанных для исправления учителем предложениях

Оценивать коллективную работу и свой вклад (Р), осуществлять самоконтроль (Р), контролировать, корректировать свою деятельность (Р), высказывать суждения по результатам анализа (К)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Объяснение домашнего задания

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать сложные моменты урока (К)


7. Рефлексия

Подводит итоги урока, выставляет отметки, просит учеников оценить свою работу

Подводят итоги урока, обсуждают, что удалось сделать, что не получилось. Анализируют свою деятельность на уроке. Обмениваются впечатлениями.

Оценивать процесс и результат деятельности (П), формулировать собственное мнение и позицию (К), осуществлять пошаговый контроль по результату (Р), формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека (Л)


В ходе данного урока используются элементы метода «мозговой штурм на доске» при повторении лексики по группам – задействован каждый ученик, возможно множество вариантов лексических единиц (в том числе в устойчивых словосочетаниях), выбранные слова не подвергаются критике – написавший ученик может обосновать свой выбор и «привязать» слово к теме.

Также этап творческого применения знаний организован в форме индивидуального мозгового штурма, переходящего в групповой. Сначала ученику требуется самостоятельно выбрать важный для него предмет / действие и сформулировать доказательство. После этого участники процесса обмениваются мнениями, обосновывают свой выбор, соглашаются или не соглашаются с одноклассниками. Предложенный вариант «мозгового штурма» соответствует условиям проведения, выделенным ранее – ситуация подразумевает существование неординарных решений; мнения участников не критикуются, принимаются все варианты; проблема соответствует теме урока и вызывает интерес у учащихся.

Таким образом, мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.



Список литературы

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. -256с.

  3. Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения. - Новосибирск: НГАУ, 2008. - 166 с

  4. Эванс, Вирджиния Spotlight 9: Student's Book / Английский язык. 9 класс / Вирджиния Эванс и др. - М.: Просвещение, Express Publishing, 2018. – 152 с.

  5. Umstatter J. English Brainstormers. –John Wiley & Sons, Inc., 2002. – 270 p.




Приложение 1


Вопросы для проведения мозгового штурма «The desert island»

1. The book I would have with me is ________ because …

2. The photograph I would have with me is ________because…

3. The section of newspaper I would have delivered every day is ________ because…

4. The television show I would watch is ________ because…

5. The magazine I would have is ________ because…

6. The board game we would play is ________ because…

7. The activity I do when I am home that I would miss the most is ________ because…

8. The activity I do when I am home that I would miss the least is ________ because…

9. The film I would watch is ________ because…

10. One of my favourite memories from home that I would often think about is ________ because…

11. What I would probably miss most about my home is ________ because…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!