СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование метода проектов на уроках математики в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании метода проектов на уроках математики в начальной школе с использованием активных методов обучения.(из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование метода проектов на уроках математики в начальной школе"»

«Использование метода проектов на уроках математики в начальной школе»



 Использование проектной технологии на уроках математики, позволяет наполнять современное математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получают на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий, но и для решения практических задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Отношение школьников к выполнению заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Готовясь к защите своего проекта, школьники должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окруженииПрактически каждый учитель столкнулся с проблемой - как эффективно организовать исследовательскую и проектную деятельность? Каковы пути, механизмы решения этой проблемы? Один из возможных вариантов- это организация исследовательской и проектной деятельности школьников непосредственно на уроке. Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, интеллектуального развития и профессионального самоопределения. Естественно, исследовательская и проектная деятельность не может носить массовый характер и про­водится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм   действий:

Выбор темы проекта.

Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.

Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.

Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).

Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).

Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.

Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.


 Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в начальных классах.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Использование активных методов обучения

«Все в твоих руках» (видеоролик)

  -  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

   -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить  в себя, в свои  силы, успеть взрослому познать  его внутренний мир. Успех  как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

    -Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний,  получаем успешных  учеников.

    -Успех нашей   работы обеспечивает  применение активных методов и приемов.

Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным. 


За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. 

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках





Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) 

 

-На каких этапах урока можно применять АМО? 

Ответы педагогов

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. 

Сектор 3 – виды АМО.

Ответы педагогов.
К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. 

(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка

- Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

























 «Все в твоих руках» (видеоролик)

  -  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

   -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить  в себя, в свои  силы, успеть взрослому познать  его внутренний мир. Успех  как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

    -Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний,  получаем успешных  учеников.

    -Успех нашей   работы обеспечивает  применение активных методов и приемов.

Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным. 


За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. 

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»

Приложение 1

Методические рекомендации педагогу по организации проектной деятельности

Подходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся.

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников.

Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности. Обсудить с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д. Целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

Руководить проектами- это значит помогать ученикам, консультировать их, направлять.

Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

Выполняй проект в следующем порядке:

Выбери с помощью родителей и учителя тему;

Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

Разбей на этапы весь объем работы и процесс ее выполнения;

Выполни теоретическую и практическую части проекта;

Вноси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части;

Если необходимо отрази практическую часть в схемах, таблицах, графиках;

Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

Защити проект;

Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ресурсы Интернет.

Думай о том, как твоя работа будет полезна обществу.

Приобретай самостоятельно недостающие знания.

Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.


 

Приложение 2

Паспорт проекта

Тема проекта.

Руководитель проекта: полностью фамилия, имя, отчество.

Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту: полное название учебной дисциплины.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины, знания из которых используются при написании проекта.

Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной.

Проблема проекта: какая - либо трудность в рамках изучения данной темы. Формулируется в виде проблемного вопроса.

Объект: то, что изучаете в теме: явление или процесс.

Предмет: то, что изучаете в объекте. Обычно дублирует тему.

Цель проекта: начинается с отглагольного существительного: изучение, характеристика, сравнение и т.д.

Задачи проекта: глаголы. Обычно формулируют задачи, равные количеству пунктов плана: рассмотреть, охарактеризовать, описать и др.

Сроки и этапы работы над проектом: время работы, этапы: подготовительный, основной, заключительный. Содержание каждого этапа необходимо раскрыть.

Ресурсное обеспечение проекта: оборудование, материалы.

Аннотация проекта: краткое содержание проекта. Начинается со слов: в данном проекте рассмотрены вопросы….

Продукт проекта: результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

-письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, реферат);

-художественная творческая работа (в области литературы, русского языка, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, мультимедийной презентации, компьютерной анимации, видеоролика);

-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

-отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Приложение 3

Общий вид и структура проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых социально значимых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения задач. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов выполнения.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого продукта. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого продукта не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной ими работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложениях. В приложении содержатся таблицы, графики, карты, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д.

Приложение 4

Рекомендации к защите учебного проекта


 

Структура речи. Вступление, основная часть, заключение.

Во вступление необходимо познакомить с темой проекта и его автором (или авторами) и имя докладчика. Далее нужно сообщить цели проекта. А также ответ на вопрос, достигнуты ли они в результате работы над проектом.

В основной части речи обосновывается необходимость задач, которые были поставлены и решены для достижения поставленной цели, приводятся аргументы в пользу оптимальности выбранных способов достижения цели. Упоминается вклад каждого участника проекта и дается оценка роли каждого участника проекта

В заключении речи дается оценка результатов проекта , особенностей работы над ним, возможные перспективы продолжения работы над этим проектом ливозникшие идеи о темах (проблемах) новых проектов. А также оценка достижений участников проекта.

Время, отведенное на речь, рекомендуется использовать следующим образом: по 5-10% на выступление и заключение , остальное - на основную речь.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом. С одной стороны, это инструмент обучения, а с другой – пошаговая оценка достижений учащихся как ими самими, так и учителем.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

· организовать работу каждого участника проектной группы;

· создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;

· объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

· судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;

· сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!