СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование приемов ТРКМи тематических образовательных Web-квестов в практике формирующего оценивания на интегрированных уроках биологии и литературы."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приемов ТРКМи  тематических образовательных Web-квестов в практике формирующего оценивания на интегрированных уроках биологии и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование приемов ТРКМи тематических образовательных Web-квестов в практике формирующего оценивания на интегрированных уроках биологии и литературы."»

Использование приемов Т Р К М и тематических образовательных Web-квестов в практике формирующего оценивания на интегрированных уроках биологии и литературы.

Бычкова Н.А., Фельде Э.А

МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5»

Иланского района Красноярского края


Приемы Т Р К М в практике формирующего оценивания. Данная технология появилась в рос­сийском образовании в 1997 году, ее ав­торы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный россий­ским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и пись­мо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семина­ров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и рос­сийских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидак­тические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критиче­ского мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.

Структура педагогической технологии развития критиче­ского мышления посредством чтения и письма стройна и ло­гична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысле­ние новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

Первая стадия (фаза) - вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, моти­вировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смыс­ла). На этой стадии идет непосредственная работа с инфор­мацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют со­хранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Цель данной образовательной технологи (по идее ее созда­телей) - развитие интеллектуальных умений учащихся, не­обходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Далеко не все вышеизложенные задачи можно реализовать в традиционной системе ведения урока.

Технология развития критического мышления, разнооб­разие ее приемов позволяют учесть эту особенность усво­ения информации. Варьируя предложенные методы, учи­тель может добиться желаемой цели. Параллельно с этим у учащегося формируются навыки самостоятельной работы с информацией.

ТРКМ в большей степени работает на развитие про­дуктивных умений, то есть на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Но главная цель - развитие метакогнитивных способностей и умений учащихся, таких, как способность к самооценке, самоконтролю, умению пла­нировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся.

Критическое мышление - открытое рефлексивное оце­ночное мышление. Способности, развиваемые с помощью этой технологии, — открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления — позволят учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопро­сов, так и для решения задач образования в целом: разви­тие способности к самореализации и дальнейшему само­образованию.

Органичное включение работы по технологии критичес­кого мышления в систему школьного образования дает воз­можность роста, ведь такая работа обращена прежде всего к учащемуся, к его личности, его индивидуальности.

И, наконец, это именно та технология, которая решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процес­се работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и зна­чимость своей работы. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

На основании личного опыта обучающегося формируется:

  • способность планировать;

  • способность предполагать;

  • способность оценивать;

Оценка – процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми результатами.

Функции оценивания

При комплексном оценивании учебных достижений учащихся следует учитывать следующие функции оценивания.

Контролирующая функция – заключается в определении достижений отдельного ученика или группы, класса и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.

Учебная функция – предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.

Диагностическая и корректирующая функция – предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесение в деятельность ученика и педагога корректив, которые устраняют пробелы.

Мотивационная функция – определяет такую организацию оценивания, когда его проведение стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения.

Воспитательная функция – заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умении ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера. Каждую оценку учитель должен мотивировать, учитывать индивидуальные особенности школьника.

Формирующее оценивание

Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутришкольных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характеристик школьников. При этом необходимо отметить, что, несмотря на появившиеся в последнее время работы, в целом эта задача еще далека от решения. Совместно с командами школьных методистов необходимо продолжить исследования, связанные с измерением индивидуального прогресса учащихся и разработкой соответствующих методических рекомендаций учителям и учащимся. Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

  • Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • видит свой учебный прогресс,

  • чувствует ответственность за свою учебную работу,

  • стремиться выполнять ее качественно,

  • понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,

  • формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,

  • может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,

  • готов к учебе на протяжении всей жизни.

Представляем возможности использования тематических образовательных Web-квестов при проведении интегрированных уроков, раскрывая основные составляющие Web-квестов, приводя содержательное наполнение каждого компонента на примере урока по теме «Литературно-кулинарная экспедиция по страницам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

  • Одним из новых средств развития познавательной самостоятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО являются тематические образовательные Web-квесты. Они позволяют обобщать и систематизировать изученный материал, достигать целостного восприятия рассматриваемых вопросов на основе читательской грамотности, используя при этом приемы формирующего оценивания.

  • В современной методической науке под тематическим Web-квестом понимается такой Web-квест, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами ее изучения, предполагающий выполнение учащимися поисково-познавательных заданий по отбору информации с использованием Интернет-ресурсов, способствующих систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы.

  • Обратим внимание, что важнейшей составляющей любого образовательного Web-квеста, его главным достоинством и отличием от других дидактических средств образовательного назначения является его информационное наполнение, которое имеет сложную, разветвленную структуру : теория, практический материал, исследовательские задания, исторические сведения и справки. Эта структура позволяет полноценно, в интересной форме обобщить изученный материал по теме учебного предмета и достичь целостного его восприятия.

  • Таким образом, образовательный Web-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу, это проблемное задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу учащихся в Интернете, при этом сформировать ключевые компетентности. Web-квест - это продукт совместной деятельности учителя и учеников. Результатом работы является публикация мини-проектов в виде Web-страниц и Web -сайтов (локально или в Интернет), презентаций, буклетов, графиков и т.д

Девять шагов технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке

Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем достижений

Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения цели

Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут обучающегося


Смысл формирующего оценивания

Формирующее оценивание предполагает, что учитель сосредоточился на том, как развивается учение на уроке. Педагог определяет, какие улучшения надо внести. Так, в начале урока учитель обсуждает со всем классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока учащиеся и учитель соотносят ответы, работы, способы деятельности с учебными целями. Учащиеся определяют, в чем они успешны и над чем им надо продолжать работать, чтобы продвинуться в изучении материала.

Эффективная стратегия учителя – постановка вопросов. Вопросы – одна из техник формирующего оценивания, они помогают педагогу определить стартовые позиции обучающихся и учитывать их в ходе обучения. Например, учитель использует вопросы: Какие еще примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать, что … ? Как можно решить задачу? Что ты думаешь о … ?

Наблюдение – еще одна техника формирующего оценивания. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение. Педагог наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока.

Например……(свои примеры из вебквеста)

Приемы формирующего оценивания

1. Оценивание по итогам изучения темы (подтемы, блока, раздела, параграфа)

1.1. Индекс-карточки

1.2. Одноминутное эссе

1.3.Цепочка заметок

1.4.Вопросы для тестов

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью являетсяанализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления.

1.5.Таблицы оценивания

1.6. Карты приложения

1.7.Недельный отчет

1.8.Аффективный опросник или опросник отношений

1.9. «Две звезды и желание»

1.10. Квадраты

1.11Организация рефлексии (метод неоконченных предложений)

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Свей работой сегодня я… потому что…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Задания для меня показались… потому, что…

  • Для меня было открытием то, что…

  • Мне показалось важным…., потому что…

  • Заставил задуматься…

  • Навёл на размышления…


1.12. Матрица запоминания(привести примеры из вебквеста)

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью является анализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления.


 Стиль

Страна

Борокко

Классицизм

Германия

 

Ф. Мендельсон

Франция

 

 

Италия

А. Вивальди

 

Итак, мы приходим к выводу:























Рекомендации учителю

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше

  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников

  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании

  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели

  • Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!