СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Использование современных технологий в обучении МХК учащихся старших классов»
( из опыта работы)
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Педагогическая техника и ее роль на уроках Мировой художественной культуры………………………………………………………………………………...4
1.1. Нравственное содержание уроков мировой художественной культуры ……...4
1.2. Педагогическая коррекция ценностных ориентаций осуждённых
молодёжного возраста средствами искусства………………………………………...6
ГЛАВА 2. Педагогические техники как элемент педагогического мастерства на уроках МХК……………………………………………………………………………9
2.1. Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках МХК……………………………………………………………………………………..9
2.2. Игровые технологии на уроках МХК………………………………………......13
ГЛАВА 3. Использование педагогических техник на уроках МХК на практике...17
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….30
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельности и автономности ученика, а с другой стороны - повышением ответственности педагогов за результаты своей деятельности. Все это требует внедрения новых технологий в образовательный процесс, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать и практически применять новые знания, самостоятельно составлять проекты по предмету, презентации, анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Педагогическая техника — форма организации поведения преподавателя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий — не гарантия высоких результатов.
Показателями мастерства педагога могут выступать: оптимальность (в выборе средств), целесообразность (по направленности), продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности школьников), творчество (по содержанию деятельности).
Главное свойство преподавателя— яркая гуманистическая направленность педагога, желание изменить отношения воспитанников к лучшему, опираясь на создаваемое общественное мнение. Важно, что все действия педагога должны быть пронизаны уважением к человеку, продуманны, упорядочены, целесообразны. Педагог должен владеть ситуацией, обеспечивая успех решения ситуативной задачи.
Таким образом, технология – это способ организации педагогического процесса посредством разумно подготовленного инструментария (план, учебник, программа, серия упражнений, действий, операций).
При определении технологического процесса на каждом уроке учитель должен руководствоваться целями, которые он ставит перед собой и учащимися при изучении той или иной темы; прогнозом на конечный результат и конкретной педагогической ситуацией, сложившейся в данном классе. Технология учебного процесса должна быть нацелена на решение задач обучения, развития и воспитания.
Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе, имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Учитель, воздействуя на учащихся, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Объект исследования – уроки мировой художественной культуры в вечерней школе.
Предмет исследования – педагогическая техника на уроках МХК.
Цель исследования – выявить роль педагогической техники на уроках МХК.
3
Цель определила следующие задачи исследования:
- дать определение педагогической технике и выявить ее роль на уроках Мировой художественной культуры;
- рассмотреть нравственное содержание уроков мировой художественной культуры;
- рассмотреть роль педагога в процессе освоения мировой и отечественной художественной культуры в вечерней школе;
- проанализировать роль педагогической техники как элемента педагогического мастерства на уроках МХК;
- рассмотреть использование педагогических техник на уроках МХК на практике.
Актуальность работы в том, что основная задача педагога вечерней школы по МХК подготовить ученика, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в сфере искусства. Традиционные методы обучения не смогут решить такие задачи, для этого нужно совмещать традиционные методы с новыми педагогическими технологиями, эффективными формами организации урока, активными методами обучения.
Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных условиях. Поэтому внедрение новых современных технологий в учебный процесс - составная часть современной школы.
4
ГЛАВА 1. Педагогическая техника и ее роль на уроках Мировой художественной культуры.
1.1. Нравственное содержание уроков мировой художественной культуры.
Курс «мировая художественная культура» в современной общеобразовательной школе является необходимым звеном гуманитарной подготовки учащихся. Изучение истории мировой художественной культуры не только способствует эстетическому воспитанию, но и позволяет выработать комплексный подход к анализу явлений современной действительности в целом.
Наша страна нуждается в интеллектуально-одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, толерантность, творческое мышление. Поэтому основная задача учителя – развитие всех видов интеллекта, соприкасающихся с наукой, научным и художественным творчеством, искусством, интеллектуально-творческим мышлением.
Анализируя этапы творческого процесса на уроках мировой художественной культуры, можно прийти к выводу, что дети, стараясь показать и раскрыть свой социальный опыт, сами создают реальные ситуации общения, служащие импульсом для размышления и аргументирования своей точки зрения, учатся формулировать кратко и точно свои мысли.
К сожалению, в современной школе предмету мировая художественная культура не всегда отводится достойное место. А ведь именно на уроках мировой художественной культуры происходит формирование нравственных ценностей в процессе эмоционального переживания и сопереживания образов искусства, на основе диалога культур складывается видение художественной картины мира, формируется эмоциональное отношение к миру.
Уроки мировой художественной культуры помогают ученику сформировать навыки диалогового общения, на материале образа человека в мировой культуре помогают скорректировать свою поведенческую модель.
Современный мир не может существовать без толерантности как по отношению к личности, так и по отношению к различным эстетическим культурам.
Недооценка морально-нравственных и художественно-эстетических ценностей приводит к враждебности, развитию агрессивности, жестокости.
Для развития общества и государства необходима способная к творческому преобразованию мира личность. Поэтому мировая художественная культура – это не только предмет в учебном процессе, но и способ познания мира и себя в этом мире.
Без эстетического восприятия мира не может идти речь о формировании творческой личности, которая в состоянии полноценно реализовывать себя в реальном социуме.
Современный учитель должен быть сам творцом и прививать любовь к творчеству своим воспитанникам. Педагогическое обучение должно воспитывать человека, умеющего ценить культурно-нравственное наследие человечества.
5
Поэтому и возрастает значение уроков мировой художественной культуры как средства для развития духовной личности.
Школа XXI века должна воспитывать интеллектуально-творческую личность, для которой творчество ассоциируется с сердцем.
6
1.2. Педагогическая коррекция ценностных ориентаций осуждённых молодёжного возраста средствами искусства
Вечерняя школа, в которой я работаю, осуществляет обучение осуждённых в возрасте от 18 до 30 лет. Проблема коррекции ценностных ориентаций осуждённых молодёжного возраста средствами искусства является актуальной. Приобщение осуждённых к искусству способствует эффективности исправительного процесса.
Демократизация и гуманизация уголовно- исполнительного законодательства, непрерывное развитие педагогической науки, накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обуславливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправлению и перевоспитанию преступников путём специально организованной педагогической работы.
В местах лишения свободы осуждённые молодёжного возраста составляют достаточно многочисленную группу.
Осужденные молодежного возраста отличаются особой восприимчивостью к воздействиям окружающей среды, повышенной эмоциональностью, категоричностью суждений. Лица, лишенные свободы, в этом возрасте обладают достаточно высокими потенциальными возможностями в силу своей молодости, активности, физического здоровья, отличаются криминальным опытом, стремлением занять определенный статус, создать группировки отрицательной направленности и лидировать в них. В связи с этим процесс коррекции их ценностных ориентаций приобретает особую значимость.
Коррекция ценностных ориентаций осужденных в современных условиях развития уголовно - исполнительной системы является одним из важнейших направлений воспитательной работы. В специфических условиях лишения свободы данный процесс представляется как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с осужденными, направленный на целенаправленное изменение их социально-психологических установок и представлений, овладение приемами и способами саморегуляции и саморазвития, формирование положительной направленности на осмысленную деятельность и способствующий интеграции лиц молодежного возраста в социум.
Процесс коррекции в отношении осужденных в первую очередь направлен на изменение негативного содержания экзистенциальной сферы их личности, формирование нравственных убеждений, чувств, привычек и образцов поведения в соответствие с общечеловеческими ценностями и общепринятыми моральными нормами, на повышение уровня осмысленности собственной жизни, развитие способности к самостоятельному творчеству и самосовершенствованию.
7
Важным источником субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, средством формирования и коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных является искусство, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к общечеловеческим интерес. Искусство в концентрированном виде содержит универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании общей культуры человека, а также помогает осознанию, уточнению целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально-творческой деятельности. Наибольшую значимость искусство имеет в воспитании внутренней свободы и дисциплины человека, формировании его жизненных ориентаций, мироощущения. С целью приобщения молодых осужденных к ценностям искусства в вечерней школе были введены уроки Мировой художественной культуры , которые предполагает использование различных видов искусства как средства коррекции и формирования ценностных ориентиров, личностной самореализации и повышения самооценки осужденного. Специально подобранный художественный материал, современные педагогические технологии способствуют активизации процессов осмысления молодыми людьми собственной системы ценностей, выработки новых жизненных ориентиров, проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности.
При отборе технологий я руководствуюсь принципами, которые обеспечивают гибкость их применения в зависимости от индивидуальных особенностей осужденных:
- принцип гуманности и демократии;
- принцип эстетики ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, на стремление к целостности, гармоничности, художественной образности и эмоционального содержания и способам его конструирования и трансляции;
- принцип рефлексивной креативности подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение осужденного в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом данного процесса;
- принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации предусматривает направленность всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании
и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях исправительного
учреждения через предоставление возможности проявить себя в творческой
деятельности.
Соблюдение данных принципов способствует нахождению осужденным
8
личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов, ценностных ориентаций.
Значительное место в технологиях занимают специально подобранные ситуации морального выбора, способствующие более продуктивному усвоению общечеловеческих норм и идеалов, развитию экзистенциальной сферы
участников, повышению уровня сформированности их субъектной позиции. Обсуждаемые ситуации, построенные на основе художественного материала (литература, музыка, кино, живопись и др.) и близкие для понимания описывают обстоятельства жизни, проблемы, сходные с обстоятельствами жизни и выбора каждого человека. Осужденные находят общее между собой и персонажами произведений в переживаемых чувствах, поступках, мыслях, поведении и жизненных обстоятельствах; учатся выражать чувства, анализировать решение проблем героев, рассматривать возможные альтернативные решения.
При этом участник должен стараться, как можно ярче почувствовать душевные переживания героя, а также важно определять свое отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решать для себя некоторую нравственную проблему. При невозможном однозначном разрешении подобранных ситуаций молодой человек вынужден сделать выбор, сообразуясь со
своей совестью, нравственными принципами, взять ответственность за свой выбор, не обвиняя других людей и внешние обстоятельства.
9
ГЛАВА 2. Педагогические техники как элемент педагогического мастерства на уроках МХК
2.1.Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках МХК
Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.
Современное общество ждет выпускника с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника, на мой взгляд, играет включение в образовательный процесс информационных технологий.
В настоящее время сложно представить себе школу без компьютеров. На уроках МХК я использую компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у учащихся умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Но наличие компьютера не решающий фактор – необходимо его правильно использовать.
Компьютер - не замена учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из составляющей урока, как еще одну методическую единицу.
Это новый подход к процессу обучения.
Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Использование ИКТ изменяет роли учителя и ученика как источников передачи и приема информации. Ученик становится активным участником образовательного процесса, который учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике - работать в интерактивном режиме.
В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения я выделяю следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
10
постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
формирование у учащихся навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации;
стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Но самый важный результат это то, что ученик открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
Применение информационных технологий открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.
Так, в старших классах на уроках-семинарах ученики сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.
Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащимся.
К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:
постепенно складывается личная «медиатека»;
2. возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ученик может получить материалы и наверстать упущенное;
3. необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно,ученики приобретают жизненно-практические умения;
4. знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;
11
5. большая работа требует больших усилий, распределяя между собой задания, ученики учатся работать в группе.
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.
На уроках МХК в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.
Привлекая учеников к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у учеников прививается интерес к предмету, углубляются знания.
Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.
На своих уроках МХК я использую готовые электронные пособия, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, в конструкторе тестов составляю тестовые задания по отдельным темам, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.
На уроках МХК я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране- комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаю учащимся выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом использую групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
12
Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы. Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
13
2.2. Игровые технологии на уроках МХК
Уроки мировой художественной культуры в вечерней школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций разных народов.
В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как заинтересовать обучающихся в изучении предмета? Для этого в классно-урочную систему нужно внести привычные для ученика XXI века формы деятельности – игру.
Задачи учебных игр на данный момент таковы:
- обучающиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
- развиваются творческие способности при решении определенных проблем;
- обучающиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;
- игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
- формируется толерантное отношение к другим мнениям.
По характеру игровой методики выделяют игры: предметные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины). Укажу лишь важнейшие из применяемых типов: ролевые, деловые. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссия, пресс-конференция. Чтобы пробудить интерес к теме, можно применить следующие ролевые игры: «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Закодированный ответ», «Культура вокруг нас», «Друзья». В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры, например: «Что такое хорошо», «Добро и зло». Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр, например: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, «Поле чудес».
Наряду с традиционными игровыми формами на своих уроках я использую интерактивные компьютерные игры. Ученикам нравится разгадывать кроссворды, решать головоломки.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей учеников. Игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок,
14
способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании хотя бы элементов игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца ;в групповой работе- развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроках может стать очень серьёзным занятием. В этом случае за внешней кажущейся лёгкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека.
Игровые технологии на современном уроке имеют 4-е главные черты:
- свободная реализация деятельности;
- творческий характер («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость(«эмоциональное напряжение);
- наличие прямых или косвенных правил.
В структуру игры как деятельности органично входят:
целепологание;
планирование;
личность реализуется как субъект;
реализация цели;
анализ результатов.
Мотивация игровой деятельности:
- добровольность;
- возможность выбора;
- самореализация;
- элементы соревновательности;
- удовлетворение потребности в самоутверждении.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средства реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область деятельности, условно воспроизводимая в игре.
15
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим людям использовали с древности. В современной школе, делающей акцент на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1.В качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
2.Как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии.
3.В качестве урока (занятия) или его часть (введение, объяснения, закрепление, упражнения, контроля).
4.Как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы ,выделены в явном виде с чётко выраженной учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3.Учебный материал используется в качестве игрового средства.
4.В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций:
Дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность; применение УУД в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков ; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций ,нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности ,коммуникативности.
Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать,
16
сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминка», необходимой по ходу урока; контроля в конце учетного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (уроки – конференции, аукционы, диспуты, путешествия).
Игровые технологии - это не краткосрочная, не сиюминутная деятельность, а длительный и неторопливый процесс образного творчества учащихся.
Каждый творческий учитель сможет расширить урок своими находками, а также видоизменить весь урок.
17
ГЛАВА 3. Использование педагогических техник на уроках МХК на практике
Рассмотрим несколько примеров разработок урока с применением различных педагогических технологий.
Разработка урока МХК 10 класс.
Тема: «Золотой век Афин».
Цель урока: освоение культурно-исторического достояния античности на примере архитектуры Древней Греции.
Задачи:
Образовательные: показать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Познакомить с основными памятниками архитектуры.
Развивающие: продолжить формировать умения: работы с печатными материалами, анализировать представленные материалы, извлекать необходимую информацию, обобщать ее и делать выводы. Развивать творческие способности, умение излагать свои мысли в логической последовательности, работать в коллективе.
Воспитательные: поддерживать дух толерантности, положительное отношение к культуре Древней Греции.
Материальное обеспечение урока: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Методы работы: проблемный, словесный, метод контроля, практический, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и групповая.
Ход урока
Организационный момент.
1. Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
«Ты чурбан, если не видел Афин!
Если же видел и не восторгался - осел!
А если добровольно покинул Афины,
то ты верблюд!»
Преподаватель:
- Вы согласны с этим высказыванием?
- О чем свидетельствует эта оценка?
- Что вам известно об Афинах и греческой культуре?
18
- Мы можем сейчас ответить на все эти вопросы?
- Чтобы ответить на них давайте мысленно перенесемся во времени и познакомимся с Афинами культурой Древней Греции.
3. Объявление темы и цели урока.
Слайд 3.
Учитель: - Тема нашего урока …, а она зашифрована. Нужно расшифровать тему урока!
Учащиеся: (Ответы)
Слайд 4. Тема урока: «Золотой век Афин»
Слайд 5.
Цель нашего урока:
- Мы должны выяснить, каким было искусство античности на примере архитектуры Древней Греции в классический период.
Учитель: Классический период Древней Греции – охватывает V–IV в. в. до н. э. К середине V в. до н. э. после персидских разрушений в Греции повсюду отстраивали города. Афины становятся центром греческой цивилизации. В это период в Афинах правил Перикл.
Слайд 7.
Это был высокообразованный человек, с именем его связан расцвет главного центра афинской культуры - Акрополя. В Афины со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе.
Слайд 8.
Афинский Акрополь («верхний город») стоял на высокой отвесной скале. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города.
Чтобы познакомиться с прекрасным ансамблем, мы совершим виртуальную экскурсию по знаменитому Акрополю под руководством экскурсоводов. На протяжении всей экскурсии им будут помогать искусствоведы и литературоведы.
4. Виртуальная экскурсия.
Слайд 9.
Учитель: Начинаем нашу виртуальную экскурсию.
Слайд 10.
Экскурсовод 1: Давайте войдем в Акрополь.
Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Пройдя ворота, поднимаемся по мраморной лестнице к торжественному входу – Пропилеям, которые построил архитектор Мнесикл.
Слайд 11.
Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращён к городу, а другой – к вершине Акрополя. Пропилеи несимметричны: слева к ним примыкает Пинакотека – картинная галерея.
19
Слайд 12.
А справа – маленький храм Ники Аптерос – богини победы. Изящный, словно игрушечный храм бескрылой богини победы Ники – Ники Аптерос (Бескрылой), был сооружён Калликратом. Это небольшой ионический четырёх колонный храм.
Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев.
Слайд 13.
Искусствовед 1: Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к богам, изображения главных героев Аттики. А храм Ники Бескрылой стоит на суровом (высотой 9м) могучем бастионе - и своими легкими формами и пропорциями оттеняет величие Пропилеи и массивность крепостной стены.
Литературовед 1: Величественное здание Пропилеи описано еще древнегреческим писателем II в. Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».
Слайд 14.
Экскурсовод 2:Пройдя Пропилеи, мы попадаем на вершину скалы, превращённой в площадь. Перед нами огромный и величественный храм богини Афины Девы (Парфенос) Парфенон.
Слайд 15.
Храм сложен из белоснежного мрамора. Этот храм – дорический периптер размером 70 х 30 м, окружённый сорока шестью колоннами. Построили Парфенон замечательные архитекторы Иктин и Калликрат. Храм не огромен, но величествен, он не подавляет, а возвеличивает душу человека. Совершенные пропорции храма, сопоставимые с фигурой человека. Это великолепное воплощение меры и гармонии. Храм и сегодня производит торжественное впечатление.
Искусствовед 2: Мощные колонны храма поддерживают треугольный фронтон (треугольник под скатами крыш), украшенный скульптурой.На фронтонах помещена скульптура, храм украшен и барельефами. Великий скульптор Фидий запечатлел 365 фигур людей и 227 – животных, не повторив ни одной дважды.
Слайд 16.
Литературовед 2: О фризах Парфенона так сказал исследователь античности Б. В. Фармаковский: «Фриз Парфенона - одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта».
Слайд 17.
Экскурсовод 3: На площади Акрополя напротив Парфенона стоит небольшой, но дивный храм - Эрехтейон. Храм был построен на месте где, как считалось когда-
20
то давным-давно, произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней Афиной за первенство в греческих землях.
Слайд 18.
Композиция Эрехтейона очень сложна. Он выстроен на неровной поверхности скалистого склона, имеет три различных по размеру и форме портика. С какой бы стороны мы ни подходили к этому храму, отовсюду он встречает нас новой, неожиданной композицией фасада, асимметрией углов.
Искусствовед 3: Знаменита та его часть, которая обращена к Парфенону. Портик этой части украшен вместо колонн фигурами шестью девушек - кариатид. Статуи кариатид органично сочетаются с архитектурой. Они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Ниспадающие складки их одежд напоминают каннелюры колонн. Кажется, что они медленно движутся навстречу Парфенону.
Слайд 19.
Учитель: Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Мы познакомились с прекрасным памятником Афин – Акрополем. В Акрополе находятся такие сооружения как: Пропиле, Храм Ники Бескрылой, Парфенон, Эрейхтейон, портик кариатид, которые до сих пор вызывают восхищение.
Слайд 20.
5. Закрепление материала.
Анализ архитектурных произведений Акрополя на местах (работа в группах).
У доски учащийся заполняет общую характеристику ансамбль Акрополя (индивидуально).
6. Вывод.
- Что же характерно для всех этих сооружений?
Учащиеся:
- Композиция всего ансамбля четко продумана.
- Архитекторы умело использовали ордер для достижения индивидуальности того или иного храма.
- Храмы изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем.
- Тесная взаимосвязь архитектуры и скульптуры.
- В основе композиции Акрополя лежал принцип асимметрий (что характерно для классики).
Учитель: Уважаемые литературоведы, все, что мы сейчас перечислили, могли отразить в своих произведениях поэты или писатели?
Слайд 21.
Литературовед 1: Конечно, нам были предложены литературные произведения мы выбрали те, которые более точно и ярко описывают красоту ансамбля Афинского Акрополя. Все кто побывал на Акрополе, были восхищены этим
21
памятником архитектуры. Дмитрий Мережковский, русский писатель и поэт, так выразил свои чувства от увиденного:
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Учитель: - Как точно поэт подчеркнул игру света на колоннах.
Литературовед 2: Я бы хотел добавить описание красоты афинского Акрополя русским писателем и поэтом Дмитрием Мережковским:
«Я взглянул, увидел всё сразу и сразу понял – скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти… В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое даёт красота… Мне показалось, что всё моё прошлое, всё прошлое человечества, все двадцать болезненных веков, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя… Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного, великого народа».
Слайд 21.
Литературовед 3: А русский поэт Максимилиан Волошин так выразил свое восхищение Акрополем :
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм - Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Рдеет пламенем над ней он-
В горне бронзовых лучей
22
Загорелый Эрехтейон…
Учитель: Не правда ли, как точно поэты передали красоту афинского Акрополя.
«Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался; а если по своей воле покинул их, то ты верблюд!»
- Эта оценка свидетельствовала о том, что Афины действительно были самым прекрасным городом Греции.
Мы соглашаемся с высказыванием Древних греков или нет?
Учащиеся: (Ответы).
7. Закрепление пройденного материала (работа с раздаточным материалом)
Соотнести изображение храмов с названием (работа в парах)
Тест по теме урока (индивидуальная работа)
Практическая работа (групповая работа)
В группах собрать картинку из пазлов одного из храмов Акрополя. Побеждает та группа, которая быстрее всех справится с заданием и определит название храма.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание: составить кроссворд по теме урока.
10. Оценки за урок.
Урок-игра МХК в 11 классе. «Умники и умницы»
Цель урока: Обобщение знаний, полученных учащимися на протяжении трёх четвертей.
Задачи урока: Знать названия и авторов картин, как русских, так и зарубежных художников 15 – 19 век, уметь передать словами свои чувства, которые вызывает данная репродукция с картины.
Оборудование урока: парты расставлены по кругу, отведено место для жюри, на доске отмечены три дорожки жёлтая, красная и зелёная, ордена, презентация с репродукциями картин художников.
Этапы урока:
1.Объявление начала игры, представление жюри.
2. Выбор трёх игроков: всем ученикам дано задание: Расставить правильно знаки препинания в данном стихотворении. Самая лучшая работа даст возможность выбрать дорожку первым.
Николай Заболоцкий
ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
23
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
При выборе дорожки объясняю, на какой дорожке сколько вопросов будет задано, и сколько раз можно ошибиться.
3. Вопросы.
Зелёная дорожка: 3 хода – 2 ошибки.
1.Иван Крамской. Расскажите о нём и его картине «Флоксы»
2. Назовите автора и название данной картины (И. Крамской «Неизвестная»)
3.Его называли царём леса, его пейзажи с фотографической точностью передавали красоту русской природы. Его сосны просто неподражаемы, но есть у него и картина «Утро в дубовом лесу».
Жёлтая дорожка, 2 вопроса 1- ошибка
1. Художник – баталист, показал другое лицо войны, не героическое, а страшное, жестокое. Сам участвовал в трёх войнах, подвергался нападению диких животных, считал, что тот только сможет изобразить войну, кто сам бывал в её переделках.
24
2. Английский художник посвятил его картине «Лунная ночь» стихи на итальянском языке, у него 6000 полотен, жизнь его была «одной из счастливейших человеческих жизней»
3. Первые его работы на заборах Феодосии были замечены губернатором Казначеевым, с его помощью будущий художник и поступил в академию художеств в Петербурге.
Красная дорожка. один вопрос
1. Кого изобразил французский художник Огюст Ренуар, на одной из своих картин, которая соотносится с буфетчицами Моне и прачками Дега?
Вопросы для теоретиков:
1.Расскажите, что изображено на картине сибирского художника, из Красноярска. Подсказка: главный герой прекрасен, молод и горяч, как впрочем и его вороной конь. Это единственная картина, где изображено настоящее время, время в котором жил художник, все его остальные картины – исторические: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове»
2.Поэзию весны, осени пишет в своих картинах этот русский пейзажист, его картины тонко и щедро рассказывают о красоте русской природы. «Весна. Большая вода», белый стих звучит в названии картины. «Сумерки. Стога», «Осенний день. Сокольники».
Примечание: Все репродукции после ответов обязательно показывать.
Итог урока: награждение орденом .
Ученикам часто предлагаю решать интерактивные кроссворды. Например, при изучении материала о Древнем Египте ученики работают в парах, читают материал учебника, в качестве проверки они работают с кроссвордами.
Цель: Формирование умения, готовности и способности выстраивания диалога, развитие коммуникативной компетентности.
Форма работы: работа учащихся в парах.
Оценивается правильность ответов и время, затраченное на решение кроссворда.
Кроссворд - пирамида. Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете имя бога воскресающей и умирающей природы.
25
1.Он назван в честь македонского царя и полководца, дата его рождения - 331 г. до н. э. место рождения - Средиземноморское побережье. Что это? (Александрия)
2. Имя фараона из династии эпохи древнего Египта, при котором появились "тексты пирамид". (Нефериркара)
3.Ее второе имя Нефернефруатон, ее муж - Эхнатон, возродил культ бога Солнца и построил для него не храм, а целый город - Ахетатон (Нефертити)
4.Материал для письма в Древнем Египте (папирус)
5.Их делали из глины, в них хранили вино, зерно (сосуд).
6.Бог мудрости в Египте (Тот).
Использование интерактивных тестов позволяет быстро и эффективно проверить уровень усвоения конкретной темы. Кроме этого - это разнообразит урок, делает его более увлекательным.
Культура Руси.1. Какой считается Русь VII века?
Древней
Средней
Просвещенной
2. Кто из художников по-новому прочитал сказание о ветхозаветной Троице?
Андрей Рублев
Симон Ушаков
Феофан Грек
3. Что больше всего ценилось на Руси?
Культура Запада
Древнее благочестие
Византийские традиции
4. Что по отношению к народу предпринимали русские князья?
Пытались привить западную культуру
Тормозили развитие общества
Держали народ в строгости
5. Какую реформу в Роcсии провел царь Алексей Михайлович?
Монархическую
Церковную
Дворянского уклада
6. Кто был самым непримиримым противником новых реформ в религии России?
Протопоп Аввакум
Патриарх Никон
Бояре
26
7. Как называлась первая Белокаменная церковь во Владимиро-Суздальском княжестве?
Церковь Покрова
Успенский Собор
Церковь Бориса и Глеба
8. По проекту какого архитектора построен Успенский собор в Московском Кремле?
Новгородских "древоделей"
Постник и Барма
Аристотель Фьорованти
9. В память о ком была построена церковь Покрова на реке Нерли?
Александра Невского
Изяслава, сына Андрея Боголюбского
Дмитрия Донского
10. Что явилось причиной размаха архитектурного строительства на Руси?
1. античные традиции
2. влияние Византии
3. принятие христианства
4. рост городов
11. Кто является автором иконы «Торица»?
1. Феофан Грек
2. Рублев
3. Дионисий
12. Какой тип храма получил широкое распространение на Руси?
1. крестово – купольный
2. базилика
3. периптер
13. Крещение Руси было проведено
1. в 988 г. князем Владимиром
2. в 911 г. князем Олегом
3. в 877 г. княгиней Ольгой
Древнейшая каменная церковь, построенная в Киеве в 989 г. и разрушенная Батыем
1. Софийский собор в Киеве
2. Десятинная церковь Успения Богородицы
3. Дмитриевский собор
Великий русский иконописец XIV - нач. XV вв., написавший «Троицу»
1. Феофан Грек
2. Дионисий
3. Андрей Рублев
Итальянский зодчий А. Фиораванти соорудил в Кремле
27
1. Благовещенский собор
2. Дмитриевский собор
3. Успенский собор
Русский живописец XVI в., расписавший стены Успенского собора Кремля
1. Андрей Рублев
2. Дионисий
3. Феофан Грек
18. Характерные особенности духовной культуры Киевской Руси
1. синтез христианского и языческого начал - «двоеверие»
2. полный отказ от язычества
3. принятие христианства в западноевропейском (католическом) варианте
19. Храмовое строительство Киевской Руси было представлено
1. в основном каменным строительством
2. в основном деревянным строительством
3. пещерными монастырями
20. Книгопечатание на Руси появилось
1. в 1528 г.
2. в 1600 г.
3. в 1553 г.
21. Архитектор, руководивший строительством Архангельского собора
1. Алевиз Новый
2. Аристотель Фиораванти
3. Пьетро А. Солари
22. Собор Василия Блаженного построили
1. П.А. Солари и М. Фрязин
2. А. Новый и А. Фиораванти
3. Барма и Постник
23. Петровские преобразования в сфере культуры выразились
1. в ее обмирщении и принятии европейских культурных традиций
2. в возвращении к традициям Московской Руси
3. в расколе церкви и стагнации светской культуры
28
ГЛАВА 4. Заключение.
Педагогическая техника — это комплекс умений, который позволяет учителю на уроках мировой художественной культуры ярко выразить себя и успешно воздействовать на учащихся, добиться эффективного результата. Это - умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.
В зависимости от того, в какой мере учитель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение учителем педагогической техникой — условие, необходимое для эффективной его работы.
Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целепологание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот учитель МХК, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии
Задача уроков - проложить дорогу к сердцу ребят, пробудить желание больше знать, полюбить изучаемый предмет на всю жизнь. Любой из этих уроков должен нести в себе «пробуждение человека», после урока обязателен вывод и домашнее задание: что открыли для себя нового? Что бы вы взяли для себя в жизнь? Все ответы должны быть письменного характера.
Используя такие технологии в своей работе, дает мне право говорить, что они продуктивны и оправдывают себя в полном объеме. Обученность по предмету составляет 100%, качество знаний 40 - 50 %. Ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах, показывают неплохие результаты.
1.Международный проект INTOLIMP.org серия олимпиад «И снова в школу». Предмет : мировая художественная культура.
Герасимов А. 10 класс. Диплом призёра 2 степени.
Зимин А. 10 класс. Диплом призёра 2 степени.
Голобоков А. 11 класс. Диплом призёра 3 степени.
2. Международный проект INTOLIMP.org серия олимпиад. Серия олимпиад «Осень 2015».
Предмет : мировая художественная культура.
Голобоков А. 11 класс. Диплом 1 степени.
Ракитин Д. 10 класс. Диплом 1 степени.
29
3. Международный проект VIDEOUROK.NET
Предмет : мировая художественная культура.
Зимин А. 10 класс. Диплом призёра 2 степени.
Голобоков А. 11 класс. Диплом победителя 1 степени
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, - М.: Ппросвещение, 2010.
3. Бережная М.С. Образовательные технологии художественного творчества в педагогической практике высшей школы./ Электронный научный журнал ИХО РАО «Педагогика искусства». Код доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2007/berezhnaia_05-10-2007.htm
4. Волкова К.И. Значение интегрированных уроков МХК и литературы в контексте эстетического воспитания школьников (Электронный ресурс -режим доступа-rusnauka.com›36_PVMN_2012/Pedagogica/3_123755 )
5. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс» / Г.И.Данилова. – 4-е изд.,стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 124, [4] с.
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-colletion.edu.ru/
7.Утемов В.В. Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа //Концепт: научно- методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Март 2012, ART 1222/ Киров, 2012. - URL: http:// www.covenok.ru/ koncept/ 2012/1222.htm.
8. Утемов В.В. Учебные задачи открытого типа// Концепт. - 2012. - № 5 (май). -
ART 1257. - URL: http:// e- concept.ru/ 2012/1257.htm.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. ВВ.
Козлова, А. М. Кондакова, 4-е изд. - М.: Просвещение. 2011.
10. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11