СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однако хорошие знания школьников не единственное, к чему стремиться учитель на уроке. От современного учителя требуется также развивать возможности своих учеников (развивающие цели урока), воспитывать их личность (воспитательные цели урока). На традиционном уроке мышление и речь развиваются слабо, творческие способности не появляются вообще, а личность складывается инертная, пассивная, зависимая. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь; осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности; отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ


Антюшин Александр Иванович

Заслуженный учитель Кубани,

преподаватель высшей категории дисциплиныОУД.09 Химия

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


В настоящее время информационное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Постоянно происходящие в современном мире изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности.

В системе образования реализуется важный этап инновационного развития, связанный с введением федерального государственного образовательного стандарта. Особенностью ФГОС является курс на переход от репродуктивной деятельности к исследовательской на основе системно - деятельностного подхода и акцента на воспитательных функциях образовательного процесса.

В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность. Поэтому акцент в развитии современных педагогических технологий во всех развитых странах мира делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно только при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении.

Итак, важнейшие особенности введения нового образовательного стандарта: ориентация стандарта на конечный результат и реализация парадигмы деятельностного развития. Необходимость достижения качественно новых результатов образования, определяемых стандартом, означает, что и образовательный процесс должен претерпеть определенные изменения. Если основная учебная деятельность обучающихся будет сведена к восприятию информации, сообщаемой преподавателем в готовом виде, и ее последующему запоминанию в ходе выполнения репродуктивных заданий, не будут сформированы готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, к поиску смыслов учебной деятельности, к самоорганизации и саморегуляции, умение размышлять, вести самоконтроль и самооценку и другие необходимые учебные действия.

Это означает, что и выбор технологий обучения не может вестись учителем произвольно. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его обучающимися. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преподавателям химии в ближайшем будущем предстоит сложная работа по приведению своей профессиональной деятельности в соответствие с требованиями ФГОС.

Проблемное обучение является важнейшей характеристикой современной образования, так как основной метод  проблемного обучения – деятельностный (ученики не получают знания в готовом виде, а совместно с учителем открывают их).

На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, самостоятельно формулируют определение, а на этапе воспроизведения выполняют продуктивные задания. Такая учебная деятельность – деятельность открытия и создания – является творческой.

Следовательно, образовательная цель обоих уроков была одинакова: обеспечить знание понятия «реакция обмена». Но на проблемном уроке ученики усвоили новое знание творчески, а на традиционном – репродуктивно.

Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный.

Однако хорошие знания школьников не единственное, к чему стремиться учитель на уроке. От современного учителя требуется также развивать возможности своих учеников (развивающие цели урока), воспитывать их личность (воспитательные цели урока). На традиционном уроке мышление и речь развиваются слабо, творческие способности не появляются вообще, а личность складывается инертная, пассивная, зависимая. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь; осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности; отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер.

Так что проблемный урок и традиционный – две большие разницы: разница в учебной деятельности дает разницу в результатах. Однако подготовка и проведение уроков по технологии проблемного обучения (деятельностной направленности) является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных, но в тоже время и сложных проблем.

Для осознанного освоения технологии проблемного обучения учителю нужны, прежде всего, прочные профессиональные знания. Однако даже самых прочных знаний не достаточно. Например, все знают, что надо вести активный образ жизни, делать зарядку, больше находиться на свежем воздухе, рационально питаться, не пить, не курить! А кто реально ведет здоровый образ жизни? Человеку мало знать, что и как делать. Требуется еще и желание применять свои знания!

Введение новых стандартов потребует от большинства преподавателей перестроить мышление, выйти за рамки своего предмета, перестать быть транслятором готовых знаний, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. С целью включения в инновационную деятельность по внедрению технологии деятельностного подхода в обучении, необходимо непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителя. Новые стандарты – новое качество работы учителя!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!