СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Использование технологии концентрированного обучения при изучении ОП.09 «Основы микробиологии и иммунологии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время на смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. Сегодня пойдет речь об использовании концентрированного обучения при изучении основ микробиологии и иммунологии.

Цель работы – разработать учебный блок в технологии концентрированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Использование технологии концентрированного обучения при изучении ОП.09 «Основы микробиологии и иммунологии»»

Начало формы

Конец формы


Использование технологии концентрированного обучения при изучении ОП.09 «Основы микробиологии и иммунологии»


В настоящее время на смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. Сегодня пойдет речь об использовании концентрированного обучения при изучении основ микробиологии и иммунологии.

Цель работы – разработать учебный блок в технологии концентрированного обучения.


Модели концентрированного обучения.

Технология концентрированного обучения это форма организации учебного процесса, при которой в течение определенного отрезка времени происходит изучение одного предмета или нескольких дисциплин, имеющих межпредметные связи и объединенных в единый обучающий модуль.

В педагогической теории и практике выделяют три модели организации концентрированного обучения в зависимости от числа одновременно изучаемых дисциплин.

Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Выделяют два варианта первой модели: концентрическое погружение и линейное погружение. Концентрическое погружение предполагает неоднократное (до четырех раз) в течение года изучение годового объема материала соответствующей дисциплины, но каждый раз на новом уровне с более глубоким проникновением в сущность изучаемого предмета. Ярким примером технологии концентрированного погружения является технология “погружения”, предложенная М. П. Щетининым.

Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П. Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга.

Сама же технология “погружения”, предложенная М.П. Щетининым, даже если все обязательные компоненты в ней присутствуют, имеет ряд недостатков. Так, пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе от своей группы, причем, как показывает опыт, попытки самостоятельного освоения столь большого объема материала далеко не всегда бывают успешными. Как правило, отставание ученика можно решать путем приглашения его на занятия “кафедры”, где с ним могут заниматься либо консультанты, либо учитель, но задача работы “кафедры” - работа на опережение, а не наверстывание пропущенного.

Другой серьезной проблемой работы по технологии “погружения” является отсутствие подходящих учебников. Большинство учебников рассчитано на поурочную подачу материала и не могут соответствовать требованиям “погружения”, ибо они для этого не предназначены. Это приводит либо к поверхностному знакомству с учебником, либо вовсе к отказу пользоваться им. Опыт показывает, что это негативно сказывается на умении ученика самостоятельно работать с учебной книгой.

Третьим серьезным недостатком является отсутствие серьезного обоснованного исследования, позволяющего с уверенностью сказать, через какой промежуток времени имеет смысл снова “погружаться” в предмет.

Линейное погружение, в отличие от концентрического, заключается в однократном в течении года изучении одного материала с сохранением принципа концентрации, то есть объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели, семестра. Обращение к одному и тому же учебному материалу в рамках одного учебного дня осуществляется неоднократно.

При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3-5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.

В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний.

Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный «конвейер», когда учащиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Продолжительность концентрированного изучения одного предмета может

быть различной, но, как показывает опыт, она не должна быть меньше трех учебных дней.

Вторая модель концентрированного обучения предусматривает укрупнение учебной информации в течение дня по двум одновременно изучаемым дисциплинам. Основной организационной единицей учебного процесса при такой модели является учебный день.

По мнению Г. Ибрагимова, подробно изучавшего двухпредметную систему концентрированного обучения, данная система имеет следующие преимущества: 1) обеспечивает углубленное и прочное усвоение учащимися целостных, относительно завершенных блоков изучаемого материала; 2) становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения; 3) благотворно влияет на мотивацию учения; 4) способствует созданию благоприятного психологического климата; 5) формирует у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развивает навыки сотрудничества и делового общения; 6) учитель имеет гораздо большие возможности для выявления причин затруднений в учении, особенностей работоспособности каждого учащегося.

Учебный блок в технологии концентрированного обучения является основной учебно-организационной единицей. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений, развитие творческих способностей учащихся. Структура учебного блока включает следующую последовательность форм: лекция - самостоятельная работа - практическое занятие - зачет.

На лекции ведущая форма обучения - фронтальная. Общий метод обучения - монологический, сочетающий в себе информационный и объяснительный методы преподавания, которые реализуются через сообщение, разъяснение, демонстрацию, показ, постановку информационных и проблемных вопросов и т. д. Материал лекции может быть оформлен в виде опорного конспекта.

При самостоятельной работе учащиеся более углубленно осваивают учебную информацию в виде работы с учебниками и учебными пособиями, у них формируются умения выделять главное в прочитанном, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и кончая выполнением заданий на основе прочитанной литературы: составление плана изложенного учебного материала, подбор выписок из литературы по заданным вопросам, конспектирование текста, составление таблиц или их заполнение.

Цель практической работы заключается в формировании умений применять знания на практике. При разработке и проведении практической работы составляется алгоритм ее выполнения, используются инструкционные карты.

На зачете - последнем этапе блока - проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, формирование навыков умений, специальных и общих умений. При этом активно применяются самоконтроль, взаимооценка и самооценка. Зачет может проводиться в виде теста, который подразумевает испытание обучаемого с целью выявления уровня знаний и умений. Используют тесты трех уровней усвоения.


Создание учебного блока по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии».

При создании учебных блоков по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» использованы следующие средства:

Первый учебный блок: традиционная форма лекции, самостоятельная работа - анализ двух групп бактерий, различающихся по способу питания: анаэробов и аэробов, практическая работа – выделение чистой культуры аэробов и анаэробов.

Второй учебный блок: изучение культуральных свойств микроорганизмов практическая работа – решение ситуационных задач по теме «Клинически значимые возбудители анаэробных инфекций»

Третий учебный блок: традиционная форма лекции, самостоятельная работа - зачет - тест 2 уровня.

Учебный блок по теме «Физиология бактерий» состоит:

Лекция.

Анаэробы и аэробы – две формы существования организмов на земле. В статье речь идёт о микроорганизмах.

Анаэробы – микроорганизмы, которые развиваются и размножаются в среде, не содержащей свободный кислород. Анаэробные микроорганизмы обнаруживаются практически во всех тканях человека из гнойно-воспалительных очагов. Их относят к условно-патогенным (существуют у человека в номе и развиваются только у людей с ослабленной иммунной системой), но иногда они могут быть патогенными (болезнетворными).

Различают факультативные и облигатные анаэробы. Факультативные анаэробы могут развиваться и размножаться и в бескислородной и в кислородной среде. Это такие микроорганизмы как кишечная палочка, иерсинии, стафилококки, стрептококки, шигеллы и другие бактерии. Облигатные анаэробы могут существовать только в бескислородной среде и погибают при появлении свободного кислорода в окружающей среде.

Облигатные анаэробы подразделяют на две группы:

бактерии, образующие споры, иначе их называют клостридии

бактерии, не образующие споры, или иначе неклостридиальные анаэробы.

Клостридии — это возбудители анаэробных клостридиальных инфекций – ботулизма, клостридиальных раневых инфекций, столбняка. Неклостридиальные анаэробы это нормальная микрофлора человека и животных. К ним относят бактерии палочковидной и шаровидной формы: бактероиды, фузобактерии, пейллонеллы, пептококки, пептострептококки, пропионибактерии, эубактерии и другие. Но неклостридиальные анаэробы могут существенно способствовать развитию гнойно-воспалительных процессов (перитонит, абсцессы лёгких и головного мозга, пневмония, эмпиема плевры, флегмоны челюстно-лицевой области, сепсис, отит и другие). Большинство анаэробных инфекций, вызываемых неклостридиальными анаэробами, относятся к эндогенным (внутреннего происхождения, вызываемые внутренними причинами) и развиваются главным образом при снижении сопротивляемости организма, устойчивости к воздействию болезнетворных микроорганизмов в результате травм, операций, переохлаждения, снижения иммунитета.

Основную часть анаэробов, играющих роль в развитии инфекций составляют бактероиды, фузобактерии, пептострептококки и споровые палочки. Половину гнойно-воспалительных анаэробных инфекций вызывают бактероиды.

Практическая работа. Учебная лабораторная работа. Используя питательные среды, лабораторное оборудование и материалы, студенты должны научиться выделять чистую культуру бактерий.

Ситуационные задачи представляют собой выписки из историй болезни с дигнозами: газовая гангрена, ботулизм, столбняк.


Заключение.

В процессе работы решены следующие задачи:

1. Изучен теоретический материал по теме «Технология концентрированного обучения»

2 .Проанализированы различные модели концентрированного обучения для применения их на практике

3. Рассмотрена структура учебного блока.

4 Разработаны учебные блоки по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»




Список использованной литературы.

1.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. / Под ред. А.В.Петровского. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1975.

2. Воробьёв А.А с соавт. «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», М.,Медицина,2011.

3.Ибрагимов Г. Опыт концентрированного обучения в школе // Народное образование. - 1993. - № 4.

4. Терскова С.А. Тематическое погружение как основа формирования целостного мировоззрения // Методика погружения: за и против. Сб. статей / Под ред. А.А.Остапенко. - Краснодар: АЭСП.

5. Щетинин М.П. На пути к человеку // Педагогика наших дней / Сост. В.П.Бедерханова. - Краснодар: Кн. изд-во, 2014.