Использование технологии моделирования на уроках.
Слайд 1
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
Слайд 2
Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, насыщенном большим объёмом информации образовании.
Слайд 3
Современная система начального образования предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений , но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, а также становление знаково-символического мышления, осуществляемого при помощи моделирования существенных связей и отношений объектов. Знаково- символическое мышление является характерным для детей младшего школьного возраста.
Моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.
Слайд 4
Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.
Модель – упрощенное подобие реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.
Слайд 5, 6
Ребенок соприкасается с моделями с раннего детства. Детские игрушки – модели реальных объектов.
Слайд 7
Модели бывают предметные и идеальные. В предметным моделям относятся игрушки, модели транспортных средств. Идеальные делятся на образные, знаковые и мысленные. К образным моделям относятся схемы, графики, рисунки. К знаковым моделям – символы и знаки (географические карты, математические формулы, дорожные знаки).
Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Примером мысленной модели является модель поведения при переходе через дорогу. Человек анализирует ситуацию на дороге (какой сигнал подает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти дорожно-транспортное происшествие.
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Основное назначение моделей- облегчить ребенку познание , открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
Слайд 8
Процесс моделирования включает 3 элемента:
- субъект (исследователь);
- объект (исследования);
- модель, определяющая (отражающая) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Слайд 9
Основной задачей технологии учебного моделирования является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования.
Учебное моделирование — это технология, которая позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Слайд 10
Учебное моделирование состоит из нескольких этапов:
- перевод текста на знаково-символический язык вещественными или графическими средствами (вычленение наиболее существенных данных)
- построение модели (выявленные существенные данные дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связей между ними. Как правило, на данном этапе урока используется групповая работа учащихся для создания разных типов моделей. Листы с построенными моделями вывешивают на доску, и проводится их обсуждение. Выбирается та модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде».
- работа с моделью (после того как определена модель, учащиеся переходят к работе с этой моделью, осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями модели.
Учебная модель — особая форма наглядности, которая позволяет представить более ярко те свойства изучаемого объекта или явления, которые нас интересуют.
Слайд 11
Цель технологии моделирования — работа с учебными моделями, которые создают сами школьники, под умелым руководством учителя для изучения внутренних связей и отношений внутри рассматриваемого объекта.
Слайд 12
Основными чертами технологии учебного моделирования являются:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся;
- формирование способов умственных действий учащихся;
- формирование и развитие личностных качеств школьников;
- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Слайд 13
В чём же ценность метода моделирования?
Ценность метода моделирования:
-лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность, удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных сигналов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в схемах.
- цветовое оформление - важная деталь (оно манит, привлекает, заостряет внимание на главном).
Слайд 14
Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
Слайд 15
Более подробно остановлюсь на технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.
Психолог А. К. Дусавицкий в своей книге «Урок в начальной школе» выделяет урок моделирования и преобразования моделей. Такой тип урока направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма .
Слайд 16
Моделирование в литературном чтении – это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов , моделей обложек книг и моделей самих книг.
Слайд 17
Задачи моделирования в литературном чтении:
-организовать построение рассуждения и сравнения;
-способствовать осознанию композиции литературного произведения;
- организовать осмысление, образную конкретизацию и образное обобщение для понимания прочитанного.
Слайд 18
Урок литературного чтения в данной технологии выстраивается следующим образом:
I. Предварительный анализ текста.
II. Перевод словесной информации в модель ( обращение к « закону ассоциаций» ).
III. Защита модели. Создание собственного текста рассуждения.
IV. Соотнесение модели с произведением.
Правильно построенной считается та модель, которая соответствует сюжету и включает все эпизоды художественного текста, не пропуская, не повторяя и не переставляя их.