СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологии моделирования на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье идёт речь об использовании технологии моделирования на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологии моделирования на уроках"»

Использование технологии моделирования на уроках.


Слайд 1

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.


Слайд 2

Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, насыщенном большим объёмом информации образовании.


Слайд 3

Современная система начального образования предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений , но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, а также становление знаково-символического мышления, осуществляемого при помощи моделирования существенных связей и отношений объектов. Знаково- символическое мышление является характерным для детей младшего школьного возраста.

Моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.


Слайд 4

Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.


Модель – упрощенное подобие реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.


Слайд 5, 6

Ребенок соприкасается с моделями с раннего детства. Детские игрушки – модели реальных объектов.


Слайд 7

Модели бывают предметные и идеальные. В предметным моделям относятся игрушки, модели транспортных средств. Идеальные делятся на образные, знаковые и мысленные. К образным моделям относятся схемы, графики, рисунки. К знаковым моделям – символы и знаки (географические карты, математические формулы, дорожные знаки).

Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Примером мысленной модели является модель поведения при переходе через дорогу. Человек анализирует ситуацию на дороге (какой сигнал подает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти дорожно-транспортное происшествие.


В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Основное назначение моделей- облегчить ребенку познание , открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.


Слайд 8

Процесс моделирования включает 3 элемента:

- субъект (исследователь);

- объект (исследования);

- модель, определяющая (отражающая) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.


Слайд 9

Основной задачей технологии учебного моделирования является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования.


Учебное моделирование  — это технология, которая позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.


Слайд 10

Учебное моделирование состоит из нескольких этапов:

- перевод текста на знаково-символический язык вещественными или графическими средствами (вычленение наиболее существенных данных)

- построение модели (выявленные существенные данные дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связей между ними. Как правило, на данном этапе урока используется групповая работа учащихся для создания разных типов моделей. Листы с построенными моделями вывешивают на доску, и проводится их обсуждение. Выбирается та модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде».

- работа с моделью (после того как определена модель, учащиеся переходят к работе с этой моделью, осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями модели.


Учебная модель  — особая форма наглядности, которая позволяет представить более ярко те свойства изучаемого объекта или явления, которые нас интересуют.


Слайд 11

Цель технологии моделирования — работа с учебными моделями, которые создают сами школьники, под умелым руководством учителя для изучения внутренних связей и отношений внутри рассматриваемого объекта.


Слайд 12

Основными чертами технологии учебного моделирования являются:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся;

- формирование способов умственных действий учащихся;

- формирование и развитие личностных качеств школьников;

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.



Слайд 13

В чём же ценность метода моделирования?

Ценность метода моделирования:
-лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность, удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных сигналов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в схемах.
- цветовое оформление - важная деталь (оно манит, привлекает, заостряет внимание на главном).


Слайд 14

Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.


Слайд 15

Более подробно остановлюсь на технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.


Психолог А. К. Дусавицкий  в своей книге «Урок в начальной школе» выделяет урок моделирования и преобразования моделей. Такой тип урока  направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма .


Слайд 16

Моделирование в литературном чтении – это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов , моделей обложек книг и моделей самих книг.


Слайд 17

Задачи моделирования в литературном чтении:

-организовать построение рассуждения и сравнения;

-способствовать осознанию композиции литературного произведения;

- организовать осмысление, образную конкретизацию и образное обобщение для понимания прочитанного.


Слайд 18

Урок литературного чтения в данной технологии выстраивается следующим образом:

I. Предварительный анализ текста.

II. Перевод словесной информации в модель ( обращение к « закону ассоциаций» ).

III. Защита модели. Создание собственного текста рассуждения.

IV. Соотнесение модели с произведением.


Правильно построенной считается та модель, которая соответствует сюжету и включает все эпизоды художественного текста, не пропуская, не повторяя и не переставляя их.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!