СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Из опыта изучения модуля Основы православной культуры на примере изучения темы "ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается опыт изучения темы «Христианская семья» в рамках преподавания курса ОРКСЭ. Автор статьи раскрывает необходимость активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, описывает использование в урочной и внеурочной деятельности разные формы и методы работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Из опыта изучения модуля Основы православной культуры на примере изучения темы "ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ"»

Юдина Е.М.

г. Верхотурье

МАОУ «ООШ №2»

ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ ОПК

НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»

Аннотация:

В данной статье рассматривается опыт изучения темы «Христианская семья» в рамках преподавания курса ОРКСЭ. Автор статьи раскрывает необходимость активно?го взаимоде?йствия все?х участни?ков образо?вательного про?цесса, описывает использование в урочной и в?неурочной де?ятельности разные формы и мето?ды работы.

Ключевые слова:

Духовно-нравственное воспитание, культура, христианская семья, семейные традиции, сотрудничество, подходы, формы и методы обучения.


В нашем современном мире произошли большие изменения не только в сфере технологических прогрессов. Изменились сами люди, их взаимоотношения, нравственные понятия о семье и образе жизни, идет разрушение приемственности поколений, утрачиваются семейные традиции, поэтому в рамках преподавания модуля ОПК необходимо большое внимание уделить теме «Христианская семья».

Культурологическая н?аправленност?ь предмета ОРКСЭ с?пособствует р?азвитию у обуч?ающихся пре?дставлений о нр?авственных и?деалах и це?нностях ре?лигиозных и с?ветских тр?адиций наро?дов России, фор?мированию це?нностного от?ношения к со?циальной ре?альности, осоз?нанию роли бу?ддизма, православия, ис?лама, иуда?изма, светс?кой этики в истор?ии и культуре н?ашей стран?ы. Коммуникативный по?дход к пре?подаванию пре?дмета ОРКСЭ пре?дполагает ор?ганизацию ко?ммуникатив?ной деятел?ьности обуч?ающихся, требу?ющей от ни?х умений в?ыслушивать поз?ицию партнёр?а по деяте?льности, пр?инимать её, со?гласовыват?ь усилия д?ля достиже?ния постав?ленной цел?и, находит?ь адекватн?ые вербаль?ные средст?ва передач?и информац?ии и рефлекси?и. Деятельностный подход, ос?новывающийс?я на принц?ипе диалог?ичности, осу?ществляетс?я в процессе а?ктивного вз?аимодейств?ия обучающ?ихся, сотру?дничества, об?мена инфор?мацией, обсу?ждения разных точе?к зрения [3, с.110].

Важно, чтоб?ы современ?ный учител?ь понимал, з?ачем и поче?му следует изучать ос?новы религ?иозной кул?ьтуры и светс?кой этики в ш?коле, что является со?держанием д?анного предмета, ка?к можно расс?матривать факты рели?гиозной ку?льтуры, не н?арушая при это?м принципов научност?и, лежащих в ос?нове совре?менного школьного обуче?ния. При это?м лич?ностная мировоззренческая поз?иция самого пе?дагога не до?лжна быть доминирующей в пре?подавании пре?дмета, она до?лжна быть со?циальна - это позици?я диалога и у?важительно?го отношен?ия к мировоззре?нию другого [1, с. 261].

Важным усло?вием функц?ионировани?я образовате?льной сред?ы является использование уч?ителем интер?активных (диалого?вых) методо?в работы, исключающее мо?нолог учите?ля. Некоторые уро?ки по курсу мо?гут проводиться на пр?ироде, в о?кружении архитектурных и истор?ических па?мятников. Кр?аеведчески?й элемент бу?дет способствовать ре?шению еще о?дной задач?и – воспит?ания уважите?льного и бережного от?ношения к отечестве?нному рели?гиозному и культурному нааследию. Полезно рассказывать обучающимся о з?агадках и нер?азрешенных т?айнах истор?ии, обсуждать спорные проблемы. Можно предварительно з?аинтриговат?ь школьников, создать на этапе актуализации учебной деятельности проблемную ситуацию.

На уроках необходимо использовать русские народные сказки, рассказы и стихи христианских писателей. Сказочные сюжеты хорошо воспринимаются и усваиваются детьми, неся в себе жемчужины глубокой народной мудрости, пронизанной христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ ситуаций и характеров героев произведений способствует формированию модели благочестивого поведения и основ его мотивации. Кроме того, перед преподавателем встает очень важная задача — исполнять на деле те принципы, которые он пытается довести до сознания детей на уроке. Если же учитель говорит о терпении, кротости, смирении и других христианских добродетелях, а сам при этом раздражается, не сдерживается в проявлении чувств, он получает обратный результат. Уча ребенка любви к ближнему, необходимо самому проявлять ее. Дети открывают вместе с прописными истинами христианства самих себя, свое природное умение мыслить по-христиански, все то доброе и нравственно ценное, что содержит человеческая душа, еще не отягощенная дурными наклонностями. Задача учителя состоит в том, чтобы позволить проявиться этому доброму и вечному; показать детям, что это не только хорошо, но и крайне необходимо в жизни человека, закрепить эту уверенность на сознательном уровне, привить противоядие к распространенным в обществе порокам.

Не менее в?ажную учеб?ную роль мо?гут выполнить ис?пользование н?а уроке выдержек из б?иографий ре?лигиозных де?ятелей, литер?атурных про?изведений на религиоз?ные сюжеты, тру?дов учёных по изуч?аемым вопрос?ам, статьи и книги глав и а?ктивных де?ятелей раз?личных конфесс?ий; репроду?кции, макет?ы культовых соору?жений, видеоз?аписи позн?авательных пере?дач, разви?вающие учебные игр?ы, сборник?и познавате?льных задач, викторин?ы, а?льбомы люб?ительских фото?графий, ан?кетирование [5, с.47-48].

Так, при изучении темы «Христианская семья» у обучающихся формируется представление о семейных христианских ценностях на примере семьи царственных страстотерпцев. Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II, Александры и их детей: наследника Алексея и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. В процессе урока, построенного в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, обучающиеся знакомятся с новыми понятиями – «семья», ковчег (прибежище), мученики, венчание. Отвечают на важные вопросы: «Почему во время венчания жениху и невесте возлагают на голову венцы?», « Что символизируют венцы и обручальные кольца?». Читая строки из писем русской императрицы Александры Фёдоровны сначала своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу, дети учатся отличать понятия «настоящая любовь» и «ненастоящая любовь». Важно, чтобы каждый ребенок для себя раскрыл важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, согласия и взаимной помощи.

Духовно - нр?авственное вос?питание не мо?жет реализо?вываться л?ишь отдель?ной образо?вательной об?ластью, оно до?лжно охват?ывать весь образовате?льный процесс, котор?ый включает в себ?я урочную и в?неурочную де?ятельность, а т?ак же допо?лнительное обр?азование, в?ключение ро?дителей в учеб?ный процесс ребе?нка. Уроки ду?ховной напр?авленности с?пособны пробу?дить в дет?ях доброту и веру в че?ловека, обо?гащая его в?нутренний м?ир и разви?вая его по мере воз?можностей [4, с. 34].

Внеурочные меро?приятия по изуче?нию темы «?Христианск?ая семья» я?вляются эффе?ктивной фор?мой освоен?ия духовно-?нравственн?ых ценносте?й, приняти?я норм нра?вственного по?ведения. Пе?дагог может испо?льзовать р?азличные фор?мы работы: ко?ллективную, гру?пповую и индив?идуальную. К коллекти?вным форма?м внеурочно?й деятельност?и от?носятся: прове?дение темат?ических не?дель, вечеро?в, встреч с и?нтересными л?юдьми, выпус?к стенг?азет, конкурс п?лакатов. Групповые фор?мы внеуроч?ной деятел?ьности, хар?актеризующ?иеся стаби?льностью и ре?гулярность?ю занятий (?клубы, уст?ные журнал?ы, факульт?ативы, экс?курсии, экс?педиции, по?ходы, темат?ические ви?кторины, де?ловые и ро?левые игры, д?испуты, прое?кты), охв?атывают гру?ппу от тре?х до тридцати обуч?ающихся. Для этой фор?мы работы х?арактерна а?ктивная деятельность к?аждого участ?ника.

В рамках и?ндивидуаль?ной внекласс?ной работы ш?кольнику мо?жет быть пре?дложено по?дготовить до?клад на опре?деленную те?му, изгото?вить пособ?ие, разработ?ать проект. По?добная инд?ивидуальна?я работа нос?ит исследо?вательский х?арактер. Защита проектов может прохо?дить в раз?ных формах: в форме пр?аздника с пр?иглашением зр?ителей, в форме конкурса с пр?иглашением ж?юри, в рабочей обстано?вке (на уро?ке) и т.д.

Система творческих во?просов-зад?аний должна быт?ь построена т?ак, что дл?я их подготовки ш?кольник обр?ащается к о?пыту своих родителей, дру?гих взросл?ых, узнаёт и?х точку зре?ния по тому или и?ному вопросу, з?накомится
с традиция?ми семейной ж?изни. Гораздо ва?жнее организовать ж?ивое общен?ие, совмест?ное заинтересованное обсу?ждение дет?ьми и взрос?лыми тех и?ли иных жизне?нных, общест?венных, нр?авственных, исторических проб?лем как в ш?коле на занятиях, так и до?ма, в кругу семь?и [2, с. 23].

Уроки, связ?анные с се?мейным вос?питанием вос?питывают у дете?й уважение? к старши?м. Кроме того, дет?и учатся вз?аимодейство?вать в кол?лективе, р?аботать са?мостоятель?но, развив?ают готовност?ь создават?ь диалог и с?лушать свое?го оппонент?а в случае с?воего несо?гласия с н?им. Все это поз?воляет уча?щемуся быт?ь самостояте?льной и са?модостаточ?ной личност?ью [3, с.119].

Для того, чтоб?ы можно бы?ло помочь ребе?нку младше?го школьно?го возраст?а стать по?лноценной л?ичностью, с?пособной н?а выстраив?ание диало?га с други?ми людьми и по?нимающей це?нность, за?ключенную в к?аждом чело?веке, как в от?дельной и с?амобытной л?ичности, необ?ходимо, чтоб?ы учитель б?ыл тем чело?веком, котор?ый создает во?круг себя б?лагоприятну?ю атмосферу, ос?нованную н?а сотрудничест?ве, взаимоу?важении, до?верии и со?вместном т?ворчестве, ус?ловия создания которых не з?ависят от со?держания учеб?ного матер?иала, базиру?ясь на лич?ности ребе?нка и его вос?питании, р?азвитии и обуче?нии.

Особенностями изуче?ния темы «?Христианск?ая семья», несо?мненно, яв?ляется необ?ходимость г?лубокой и по?лной проработ?ки данной те?мы, активно?го взаимоде?йствия со все?ми участни?ками образо?вательного про?цесса, вкл?ючение в про?цесс обуче?ния необыч?ных форм и мето?дов работы.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гликман И.З. Пр?актический ас?пект нравст?венного вос?питания // Народное обр?азование. 2010. №5.

  2. Кузьмин И.А., К?амкин А.В. О р?азвитии системы ду?ховно-нравст?венных ценностей в ко?нтексте про?граммы «Со?циокультур?ные истоки» // Воспитательная р?абота в шко?ле. 2018. №4.

  3. Любимов Л.?Л. О конце?пции духов?но-нравстве?нного восп?итания в ш?коле // Психоло?гическая н?аука и обр?азование. 2010. №?2.

  4. Макарова А.?А. Формиро?вание усло?вий для вос?питания ду?ховно-нравственного з?доровья уч?ащихся // Экспери?мент и инно?вации в образовании. 2012. №2.

  5. Скокова Г.?В. Совреме?нные метод?ы духовно-нравственного вос?питания // Начальн?ая школа. 2006. №11.