СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы "Трудные дети, методы работы с ними"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы "Трудные дети, методы работы с ними"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4

города Магнитогорска.








Статья из опыта работы

«Трудные дети и методы работы с ними»












Подготовила:

Педагог, Титова Татьяна Александровна








г. Магнитогорск, 2022г.

Трудные дети и методы работы с ними.

Проанализировав ситуацию в образовании в последние годы, я заметила, что трудных детей становится больше, чем 5-10 лет назад. Трудных детей становится больше в школах, которые находятся в неблагополучных, но и в благополучных районах. Поэтому каждый педагог в своей деятельности каждый день встречается с такими детьми. «Трудные» дети всегда становятся зачинщиками разных «шалостей», поэтому такие дети требуют постоянного контроля, иначе придется разбираться с более сложными проблемами, драками и т.д.

Такие дети нарушает порядок, мир и покой в классе, и если вы найдете контакт с таким ребенком, то тогда вы сможете продуктивно работать в классе.

Как же взаимодействовать с такими детьми? Очень часто у педагогов возникает такой вопрос.

Для начала нужно понять, кто такой трудный ребенок, для этого можно составить портрет «Трудного» ребенка. Определим основные признаки такого ребенка!

Портрет:

- Не может найти контакта с окружающими людьми дома, на улице в школе и т.д.

- Всегда нарушает дисциплину на уроке.

- Дерется со всеми, не обращает внимание на отличия по возрасту и полу.

- Дерзит и огрызается с педагогами и родителями.

- Небережно относится к вещам и мебели в школе и дома.

- Не выполняет домашнюю работу.

- Не соблюдает правила поведения в школе.

- Часто прогуливает уроки.

- Обманывает родителей, педагогов.

Все эти признаки можно условно разделить на 3 группы, которые чаще всего встречаются в школьных коллективах:

  1. Тревожные.

  2. Гиперактивные.

  3. Агрессивные.

После того, как составили портрет и разделили на группы, надо понять причины такого поведения детей и найти ключик, который поможет ребенку открыться и стать лучше.

Конечно, всю работу надо начитать с выстраивания взаимодействия педагога-психолога, социального педагога, педагога, родителей. Естественно, что найти взаимосвязь в работе с педагогом-психологом и социальным педагогом очень просто. Но вот выстраивать работу с семьей ребенка очень сложно. Родители редко понимают, что ребенок ведет себя не совсем правильно, что он становится зачинщиком всех разборок и драк. Основная задача педагога и педагога-психолога убедить родителей в том, что ребенку нужна помощь.

Как это сделать? Конечно, надо привести родителям реальные примеры поведения ребенка в той или иной ситуации. Так же надо донести до родителей, что вы ему не враг, а наоборот, вы хотите помочь ребенку, чтобы в дальнейшей жизни ребенку было проще.

После того, как вам удалось наладить взаимодействие с семьей, надо поддерживать работу в непрерывной взаимосвязи.

Надо договориться об единых требованиях, предъявляемых ребенку, правилах поведения с ребенком и т.д. Сейчас разберем характеристики категорий детей.

«Тревожные дети».

Термин "тревожный" в словарях появился с 1771 года. За этот период появились разнообразные версии, которые объясняют происхождение этого термина.

В психологическом словаре дается следующее определение тревожности: это "состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх".

Для организации работы надо понимать, чем отличается тревога и тревожности. Тревога - временное состояние ребенка, а тревожность - постоянное состояние.

Портрет тревожного ребенка:

- такие дети очень беспокойны, зачастую боятся не ситуации в целом, а предчувствия этой ситуации;

- от любой ситуации ждут только плохого;

- ощущают себя беспомощными, никому не нужными;

- стесняются и боятся начинать неизвестную им игру, заниматься незнакомой деятельностью;

- предъявляют завышенные требования к себе;

- самооценка занижена, считают себя хуже всех во всем.

Для таких детей также характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. В период появления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Почему дети становятся тревожными?

Причиной возникновения тревожности у детей множество. Самой распространенной причиной является нарушение детско - родительских отношений.

Надо отметить, что состояние тревожности может быть вызвано:

- противоречия требований между родителями, родителями и школой, родителями и дедушками, бабушками;

- завышенные требования окружающих;

- унижения ребенка.

Как можно помочь тревожному ребенку?

Коррекционная работа с тревожными детьми требует длительного периода.

Работу надо выстраивать в следующих направлениях:

- Повышение самооценки ребенка, создавая ситуацию успешности ребенка, давать ребенку задания и поручения, с которыми он точно самостоятельно справится, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в свои силы.

- Научить ребенка регулировать свои эмоции в ситуациях волнения, беспокойства, научить ребенка способом расслабления снятиям напряжения мышечного и эмоционального.

«Агрессивные дети»

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка:

- дерется с детьми;

- отбирает и портит вещи других;

- грубит.

Причины детской агрессивности:

- Нарушенные детско-родительские отношения.

- Непринятие родителями своих детей.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Унижения ребенка в семье, школе и др.

- Гиперопека и гипоопека.

- Запрет на физическую активность.

- Повышенная раздражительность.

- Подсознательное ожидание опасности.

- Зависит от личностных особенностей ребенка, его характером и темпераментом.

Как помочь агрессивному ребенку?

Такие дети ведут себя неправильно чаще всего вследствие того, что просто не знают как надо себя вести.

Работу с этими детьми надо выстраить в следующих направлениях:

- Научить ребенка управлять, контролировать своими эмоциями, гневом, выплескивать свои эмоции безопасным способом.

- Обучить способам контролировать свои эмоции в ситуациях провоцирующих всплески гнева, агрессии и тревожности.

- Научить осознавать эмоции окружающих и себя, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.

- Формировать навыки общения, адекватные поведенческие, реакции в проблемных ситуациях, выхода из конфликта.

«Гиперактивные дети»

В словаре гиперактивность — отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке.

Портрет гиперактивного ребенка:

- активный, всегда в движении все части тела;

- ребенок много пропускает мимо ушей, не усваивает;

- всем интересуется вскользь, мимоходом;

- бывает неуклюж;

- импульсивный, частые смены настроения;

- бывает агрессивный;

Причины гиперактивности:

Гиперактивных детей с каждым годом становится все больше и больше, в научных сообществах идут споры о причинах возникновения гиперактивности.

Наиболее распространенные причины возникновения:

- генетические (наследственная предрасположенность);

- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Как работать с вечным двигателем?

- Выговоры, порицания они не воспринимают.

- Положительно относятся к одобрениям, похвале, хвалить надо даже за малейшею победу над собой.

- Необходим физический контакт с ребенком, взять за ладонь, обнять в трудной ситуации.

- Ребенку очень трудно в большой группе людей. Для него лучше взаимодействовать с одним партнером.

- Переутомление приводит к повышению гиперактивности и снижению самоконтроля.

- Запреты не работают с такими детьми, надо пользоваться системой договора, поиском альтернативы.

В заключение надо сказать, что для всех трудных детей надо соблюдать следующее:

- давать задания посильные для самостоятельного выполнения ребенком.

- хвалить ребенка за все его победы.

- запреты заменить на альтернативные решения.

- наладить детско-родительские отношения.

- наладить физический контакт.

Если соблюдать все эти правила, тогда трудный ребенок станет вашим помощником.






Список литературы:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми - М., 2000.

  2. Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС, ИМПЭ им.А.С.Грибоедова, 2001 г.

  3. Степанов В.Г., «Психология трудных школьников», учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, 2001 г.

  4. Тихомирова Н.К. и другие «Работа с трудными детьми», методические рекомендации для учителя, Москва, 1996 г.

  5. Бочарникова О.А. Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания. Работа педагога-психолога с «трудными» детьми в ДОУ // [электронный ресурс] Доступен по адресу:http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-aleksandrovna-bocharnikova/konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-trudnye-deti-osobenosti-ih-razvitija-i-vospitanija.html.

  6. Рябова М. Н. Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ // [электронный ресурс] Доступен по адресу: http://psychology-msk.ru/referat/kursovaya/rabota-pedagogapsikhologa-s-trudnymi-detmi-i-ikh-roditeliami-v-dou/?singlepage=1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!