СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Изучение изобразительно-выразительных средств речи как фактор успешного выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 26 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.

Для успешного выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем: 1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки. 2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. 3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках. 4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.  

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Статья "Изучение изобразительно-выразительных средств речи как фактор успешного выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку"»

Изучение изобразительно-выразительных средств речи как фактор успешного выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку


Задание 26 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.

См. формулировку задания в демоверсии 2019 года:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных

языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность

высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать

человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как

(А)_________ (предложения 18–23, 28–38). Чувства персонажей

Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство –

(Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________

(в предложении 13). О выражении благодарности по отношению

к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство,

как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) восклицательные предложения

3) антонимы

4) цитирование

5) диалектизм

6) ряды однородных членов предложения

7) диалог

8) олицетворение

9) синонимы

Ответ: А Б В Г

Для успешного выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем:

1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,

Август — звёзды,

Август — грозди

Винограда и рябины… (М. Цветаева)

Антитеза – сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая. (М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

— Откуда?

– От верблюда. (К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате

Я маленький плясун.

(М. Цветаева)

Индивидуально-авторское слово — авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор – повтор слова:

Ветер, ветер —

На всём божьем свете! (А. Блок)

Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

август — грозди

винограда и рябины

ржавой — август! (М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности: выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит…(2).

Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,

не дубравушка шумит.

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего, не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы,

Как красота… (М. Цветаева)

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее,

Ведь пахли иначе травы,

Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.

Лексические средства выразительности

Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.

Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.

Виды омонимов:

омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк — зАмок);

омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод — плот);

омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете — лечу насморк).

Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.

Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.

Виды синонимов:

полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;

семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);

стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);

семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);

контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.

Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.

Тропы

Тропы – слова в русском языке, которые употребляют в переносном смысле. Они придают речи и произведениям образность, выразительность, призваны передавать эмоции, ярко воссоздавать картину.

Определение тропов

Тропы

Определение


Аллегория

Иносказательные слова и выражения, которые передают суть и основные признаки конкретного образа. Часто используют в баснях.

Гипербола

Художественное преувеличение. Позволяет ярко описывать свойства, события, признаки.

Гротеск

Прием используют для сатирического описания пороков общества.

Ирония

Тропы, которые призваны скрыть истинный смысл выражения путем легкой насмешки.

Литота

Противоположность гиперболе – свойства и качества предмета заведомо преуменьшены.

Олицетворение

Прием, при котором неодушевленным предметам приписывают качества живых существ.

Оксюморон

Соединение в одном предложении несоединимых понятий (мертвые души).

Перифраза

Описание предмета. Человека, события без точного указания названия.

Синекдоха

Описание целого через часть. Образ человека воссоздают путем описания одежды, внешности.

Сравнение

Отличие от метафоры – присутствует и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. В сравнении часто присутствуют союзы – как, будто.

Эпитет

Наиболее частое образное определение. Не всегда для эпитетов используют прилагательные.

Метафора

Скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.

Метонимия

Скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.


Синтаксические средства выразительности

Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построения

Описание

Анафора

Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.

Эпифора

Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.

Параллелизм

Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.

Эллипсис

Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.

Градация

Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.

Инверсия

Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.

Умолчание

Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.

Риторическое обращение

Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.

Риторический вопрос

Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.

Риторическое восклицание

Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя.

Многосоюзие

Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.

Антитеза

Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.





















Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Для успешного выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку, можно использовать таблицу:

Тропы

т

Лексические средства выразительности

л

Синтаксические средства выразительности

с

Приемы


п

Эпитет

Синонимы

Вводные слова

Градация

Сравнение

Сравнительный оборот

Антонимы

Вопросительные предложения ???

Парцелляция (5-7)

Метафора

Развернутая метафора

Омонимы

Риторический вопрос?

Цитирование «…»

Метонимия: синекдоха, перифраза

Паронимы

Восклицательные предложения !!!

Противопоставление (антитеза)

Гипербола

Разговорная лексика

Риторическое восклицание !!!

Лексический повтор

Литота

Книжная лексика

Риторическое обращение

Вопросно-ответная форма изложения

(5-7)

Оксюморон

Диалектизмы (областная лексика)

Форма речи – диалог (5-9), монолог


Олицетворение

Профессиональная лексика (специальная лексика)

Ряд (ы) однородных членов предложения (2, 7, 21)


Ирония (скрытая насмешка)

Термины

Синтаксический параллелизм (23-24)



Новые слова (неологизмы)

Анафора



Устаревшие слова: историзмы, архаизмы

Эпифора



Авторские слова, индивидуально-авторская лексика

Эпианафора



Общеупотребительная лексика

Инверсия



Жаргонизмы

Безличные предложения



Сленг

Определенно-личные предложения



Однозначное слово

Неопределенно-личные предложения



Многозначное слово

Назывные предложения



Прямое значение слова

Обобщенно-личные предложения



Переносное значение слова




Слова высокого стиля




Эмоционально-оценочное слово




Просторечные слова




Фразеологизмы




Заимствованные слова




Исконно-русские слова





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!