СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья к докладу

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия трудоустройства выпускников среднего профессионального образования на рынке труда в Нижегородской области

Просмотр содержимого документа
«Статья к докладу»

УСЛОВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Стемасова Марина Юрьевна

преподаватель

ГБПОУ «Сеченовский

агротехнический техникум»



В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений

деятельности современных учебных заведений является адаптация выпускников на рынке труда, в которую входит: готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.

В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе.

Сегодня работодатель заинтересован в работнике, который обладает в равной степени и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, и общими компетенциями, включающими способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Трудоустройство выпускников является не только проблемой выпускников, но и проблемой самих учебных заведений. Каждое учебное заведение является субъектом двух рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, работа на которых тесно взаимосвязана.

Еще один немаловажный момент: образование надо рассматривать как долгосрочные инвестиции, а любые инвестиции требуют взвешенного подхода. Необдуманные поступки чреваты последствиями. В нашем случае они приводят к тому, что каждый второй выпускник не собирается работать по полученной специальности. В лучшем случае такой дипломированный специалист устроится работать туда, где «наличие образования обязательно», без уточнения, где и по какой специальности оно получено: продавцом («менеджером торгового зала»), агентом... В худшем – начнет трудовую биографию со статуса безработного. Высокое качество подготовки по окончанию образования в значительной степени является залогом успешного трудоустройства. Зачастую ожидания выпускников не совпадают с тем, что им предлагает рынок труда. Молодой специалист хочет получать высокую зарплату. Причем сразу. Работодатель готов ее оплатить. Но только после того, как новый сотрудник «покажет себя в деле». Молодой специалист предполагает, что его сразу возьмут на должность управленца. Работодатель полагает, что хорошие начальники получаются из тех, кто прошел по всем ступенькам карьерной лестницы.

Как показывают наблюдения, одна из первых трудностей, с которыми

встречаются современные выпускники – поиск работы и успешное трудоустройство (рис. 1).

Основная масса выпускников программ подготовки как специалистов среднего звена, так и квалифицированных рабочих и служащих начинает искать работу лишь после окончания обучения.


Рисунок 1. Показатели поиска работы выпускниками СПО


Отсутствие навыков самопрезентации, незнание основных требований при трудоустройстве, растущая неуверенность в себе провоцируют проблемы у большинства молодых людей, даже успешно окончивших учебное заведение.

В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе.

1 января 2019 года  вступил в силу Закон Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. № 158-З «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области» (далее – Закон), разработанный в целях совершенствования механизмов государственной поддержки кадров в АПК.

Так, молодым специалистам, получившим среднее профессиональное образование, в течение двух лет будет назначаться ежемесячная выплата в размере 6 тысяч рублей. Молодым работникам установлена ежемесячная выплата в размере 4 тысяч рублей, которая будет выплачиваться также  в течение двух лет. Речь идет о таких профессиях как тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, оператор машинного доения, оператор по искусственному осеменению животных.

В целях мотивации выпускников сельских школ к получению образования аграрного профиля Законом предусмотрена выплата аграрной стипендии для студентов-очников, обучающихся за счет бюджета по наиболее востребованным сельскохозяйственным специальностям. Для обучающихся в профессиональных образовательных организациях – 3 тысячи рублей в месяц. Данная норма будет действовать для студентов, заключивших соглашение о дальнейшем трудоустройстве с сельскохозяйственными организациями области. Ежегодно в первые три года для выпускника техникума будет установлено пособие в размере 70 тысяч рублей. Законом предусмотрен альтернативный вариант получения данного пособия. Через год после трудоустройства его можно будет получить однократно в размере 210 тысяч рублей (со средним профессиональным образованием). В этом случае пособие будет носить целевой характер – на приобретение, строительство жилья, погашение кредитов на эти цели.

Выделяют следующие специальности в сфере агропромышленного комплекса — направления подготовки и специальности среднего профессионального образования: Агрохимия и агропочвоведение, Агрономия, Агроинженерия, Ветеринарно-санитарная экспертиза, Ветеринария, Зоотехния, Ветеринария и зоотехния, Механизация сельского хозяйства, Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Экономика, Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Нетрудно заметить, что уже сейчас, согласно распространенному мнению, выпускники систем СПО не хотят работать за предлагаемые им зарплаты и на существующих условиях. Получается, что без существенных изменений в экономике эту проблему решить не удастся. И данная программа поддержки молодых специалистов на селе необходима для мотивации выпускников среднего профессионального образования.


Список литературы:


1. Авраамова Е. М., Беляков С. А., Логинов Д. М., Полушкина Е. А. Механизмы трудоустройства российской молодежи. М.: Дело, 2017.

2. Жандарова И. Свободные руки // Российская бизнес-газета. Карьера и менеджмент. 2015. № 1027.

3. Переверзев В. Ю. Качество среднего профессионального образования: проблемный аспект // Среднее профессиональное образование. 2003. № 7. С. 2–4.

4. Чередниченко Г. А. Перемены в структуре занятости и образовательных стратегиях молодежи // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 278–306.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!