СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как достичь успеха? Наша новая технология"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как достичь успеха? Наша новая технология"»

9



Как достичь успеха? Наша технология


Мурадханова Татьяна Николаевна, директор МКОУ СОШ № 5

Курского муниципального района Ставропольского края

Атанасова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы


Более 200 лет назад на ставропольской земле, в отдаленном районе, в засушливой климатической зоне появилось уникальное село с красивым названием Эдиссия. Спустя 50 лет здесь открывается одноклассная  мужская церковно-приходская школа, в которой учатся 50 мальчиков. Сегодня школа объединяет 60 педагогов, 600 учащихся и их родителей, а также общественность села. Это единая команда, где каждый нацелен на общий успех, способен работать на общий результат. И благодаря этому единению школа стала центром образования и культуры села, которое максимально удовлетворяет образовательные запросы заказчиков: учащихся, родителей, социума, государства.

Качественное школьное образование — первая ступенька, ведущая современного человека на вершину успеха. Успешная школа – это не только успешное функционирование самого общеобразовательного учреждения, а также деятельность каждого участника образовательных отношений в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

На самом деле блестящий успех — это то, чего добивается коллектив лишь благодаря своему собственному, только ему одному присущему потенциалу и благодаря постоянному самосовершенствованию, а потому успех нужно измерять по-другому — сравнивая, каковы были цели и задачи, и каких результатов коллектив достиг в соответствии с ними.

В своих научных работах И. Адизес популярно излагает суть методологии и способы управления, ведущих к успеху «Прежде всего, должно быть ощущение необходимости перемен, понимание того, что систему можно улучшить. Люди должны осознать: то, что имеется – недостаточно хорошо… Нужно сформировать потребность изменений…» [1].

А это значит, успешность школы заключается в ее развитии.

Развитие – процесс, значит, не существует планки, которую надо достичь и сохранять. В этом состоит миссия и философия развития школы.

Руководствуясь трудами известных педагогов, мы уже определили для себя некоторые элементы формулы развития школы: требования ФГОС плюс деятельность (планирование, осуществление мероприятий, контроль, анализ и действия по постоянному улучшению показателей, корригирование и регулирование [2]) равно результат, который необходимо постоянно улучшать. Эту формулу можно представить как систему  действий руководителя по управлению качеством образования и известную как цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA) - циклически повторяющийся процесс принятия решения, также известен как принцип Деминга-Шухарта [3]. Эта система действий предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются ресурсы, средства, осуществляется постоянный контроль и измерение процессов и результатов в сравнении с целями, задачами и требованиями. Принимаются меры по устранению причин отклонений от запланированного результата, действия по постоянному улучшению показателей [4].

Руководитель или учитель, владеющий системой действий, имеет огромное преимущество перед тем, кто им не владеет.

Успешная   деятельность во многом зависит от того, кто и как ею управляет.  Успешная школа имеет сильного директора-лидера. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных

Одна из величайших потребностей — иметь ясную цель для всех, поэтому необходим инстинкт успеха для того, чтобы осуществить ее. Цель работы нашего коллектива: сформировать в школе современную модель образования, направленную на воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, сформировать духовную личность, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества.

Следующий признак успешной школы - это климат высоких ожиданий от всех детей [5]. Стандарты – это внешние факторы, требования к подготовке выпускников каждого уровня обучения, а ожидания – это внутренняя система убеждения всех учителей в том, что можно научить всех учащихся, что они имеют достаточно возможностей, чтобы помочь каждому ребенку овладеть материалом. Самый большой подарок, который мы даем детям – это глубинное убеждение, что они могут добиться успеха.

Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые разрешающие условия для самореализации и самоутверждения подростка в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха.

Следующий признак успешности школы – это регулярное отслеживание и коррекция результатов. Вся деятельность направлена на достижение качественного результата. Основные факторы, влияющие на качество образования в школе: содержание образования; формирование контингента обучающихся; кадровый потенциал; обеспечение обучения: методического и материально-технического.

Одним из важных ресурсов школы, требующих постоянного развития являются обучающиеся. При этом основной фактор - формирование положительной мотивации.

Благодаря социальному взаимодействию учителя, ученика и родителя, с целью осуществления контроля качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса мы эффективно реализуем модель управления качеством формирования контингента обучающихся (Приложение 1). В этой модели заложена методология цикла PDCA [4]. Независимая оценка качества образования, выявление степени удовлетворенности родителей образовательными услугами является одним из важных факторов для действий на постоянное улучшение результатов.

На любом этапе образовательной деятельности могут возникнуть несоответствия. С целью предотвращения подготовки выпускников, несоответствующих установленным требованиям, осуществляется контроль качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса. На определенном этапе учащиеся могут не справиться с требованиями. Все случаи несоответствия идентифицируются и регистрируются немедленно после обнаружения с последующим проведением корректирующих мероприятий (Приложение 2). После выявления несоответствия составляется план корректирующих или предупреждающих действий (КД/КП). А затем согласно плану - карточки КД/КП на все случаи несоответствия (Приложение 3).

Отчетами по результатам контрольных мероприятий являются: итоги текущей успеваемости; итоги промежуточной аттестации; протоколы ГИА; справка о выполнении предупреждающих и корректирующих действий.

Ответственность за контроль, проверку и анализ процесса управления несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Таким образом, деятельность всех участников образовательных отношений направлена на достижение запланированных конечных целей посредством мотивированного, целенаправленного, автономного решения поставленных задач.

Модель управления качеством формирования контингента обучающихся эффективно реализуется и в работе с одаренными детьми. Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение имеет участие и победы в различных конкурсах краевого и всероссийского значения, в защите научно-исследовательских работ, проектов, в олимпиадах, в спортивных соревнованиях. Это зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте.

Ведущим фактором обеспечения качества образования и основным ресурсом развития школы является кадровый потенциал педагогов.

Повышение качества образования сегодня напрямую связано с ростом профессионального уровня педагогических работников. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться [6].

Введение нового профессионального стандарта (ПС) педагога неизбежно влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Появилась необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями. ПС педагога дает новый импульс его развитию. Он становится успешным лидером, активным гражданином, компетентным педагогом, ответственным наставником, инновационным практиком [7].

Поэтапная реализация стандарта осуществляется через организацию изучения ПС; систему непрерывного образования; работу с молодыми кадрами; самообразование [8].

Большое влияние на профессиональный рост учителя оказывает участие учителя в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, семинарах, конференциях, проектах, круглых столах и т.д. Профессиональный рост педагога через введение ПС строится на оценке эффективности деятельности каждого работника. ПС способствует повышению уровня квалификации педагогических работников, повышению их мотивации к результативной деятельности, сохранению кадрового потенциала [10].

Механизм профессионального учительского роста в условиях введения ПС позволяет: обеспечить доступное качественное образование; решить проблему привлечения молодых специалистов в школу; содействовать повышению квалификации и мотивации к профессиональному развитию педагогических работников; поднять престиж профессии педагога; повысить степень удовлетворенности родительского сообщества предоставляемыми образовательными услугами.

Одним из стратегических направлений модернизации современного образования является развитие социального партнёрства. Еще в двадцатом веке А.С. Макаренко создал социальную систему и показал на практике, как специально организованная среда работает на человеческое развитие. Школа - единое обучающее и воспитывающее пространство, пространство социального партнерства, гражданской инициативы и общественной самоорганизации.

Сегодня отведена важнейшая роль системе дополнительного образования. «Каждый ребёнок одарён. Раскрыть его таланты — дело школы и дополнительного образования. В этом — успех России»[9].

Дополнительное образование в школе представлено по трём отраслям: образование, культура, физическая культура и спорт, которые направлены на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

На сегодняшний день модель системы дополнительного образования является наиболее эффективной для обучения детей в условиях интеграции школы и учреждений дополнительного образования.

Сотрудничество с ними расширяет диапазон поиска и открытий, новых жизненных устремлений ребенка и удовлетворяет его образовательные потребности, создает условия для самоутверждения учащихся; создает основы допрофессиональной подготовки. Растет уровень интеллектуального развития школьников.

В решении задач по профориентации помогает социальное партнерство с предприятиями села. Выпускники поступают в Вузы с целевыми направлениями и возвращаются в село. Руководители предприятий оказывают социальную поддержку детям из социально неблагополучных или малообеспеченных семей. А дети с повышенным уровнем интеллектуального развития получают стипендию, учрежденную одним из руководителей предприятия, что развивает благоприятную и мотивирующую на учебу атмосферу в школе.

Сегодня Россия - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей. И мы являемся частью этой системы. Задача школы заключается в сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Богатыми возможностями нравственно-эмоционального воздействия на детей обладает школьный музей, который является святыней школы, очагом народной культуры, методическим центром по осуществлению национально ориентированного воспитания.

Большое значение в воспитании патриотизма имеют созданный в школе военно-патриотический клуб, который регулярно принимает участие в соревнованиях, слетах, ведет исследовательскую работу, принимает участие в работе школьного музея, где хранятся уникальные исторические документы.

Особое значение имеет взаимосвязь семьи и школы. Общий процент участия родителей в жизни школы достаточно высок - это посильная помощь в проведении внеклассных мероприятий, поездок, экскурсий, походов на природу, экологических акций. Несомненно, что всё это поднимает имидж и авторитет родного края в глазах детей и их родителей, воспитывает экономическое отношение к природным ресурсам, развивает волонтёрское движение.

Сегодня успешная школа – это открытое образовательное пространство, в котором через систему социального взаимодействия поддерживается атмосфера единения, партнёрских отношений всех участников образовательных отношений.

И, наконец, общее управление образовательной организацией играет важную роль в развитии и успешности школы. Мы развиваем государственно-общественное управление. Благодаря расширению общественного участия в управлении школой мы получаем системные эффекты такие, как рост качества образования, рост доверия общества к школе, улучшение ее имиджа; развитие и поддержка детей с повышенным уровнем интеллектуального развития; разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.

В результате, школа становится одной из лучших, лидирующих школ.

Таким образом, мы выделили восемь признаков успешной школы [5].:

  1. Лидерство руководителя

  2. Ясная и сфокусированная цель для всех.

  3. Глубинное убеждение, что все дети могут добиться успеха.

  4. Регулярное отслеживание результатов и их коррекция.

  5. Профессиональный рост учителя.

  6. Влияние социального партнерства на развитие школы.

  7. Положительное отношение семьи и школы.

  8. Расширение общественного участия в управлении школой.







Список литературы:

  1. Статья из журнала:

И. Адизес. Развитие – основа успеха организации.// Образовательная политика. – Москва, 2016. – Вып. 1.- С.10.

2. М. М. Поташник. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. – Москва. Педагогическое общество России, 2011. – 58-59 с.

3. Интернет-документ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цикл_Деминга

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Требования ISO 9001:2008 Quality management systems – Requirements. п.8.2-п.8.5

5. Кожурина Людмила. Эффективная школа: ключевые характеристики.//Политика образования. – Москва. Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014.

6. Профессиональный стандарт. (Концепция и содержание). – Москва, 2015. – С.2.

7. Т.Б. Алишев. Актуальные направления политики в сфере подготовки и профессионального развития педагогов в Республике Татарстан. Казань, 2015 – С.4.

8. Интернет-документ. ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. http://gigabaza.ru/doc/172607-pall.html.

9. В. В. Путин об образовании в ежегодном послании Федеральному собранию.- 2016. https://ros-obrazovanie.ru/news/vladimir-putin-ob-obrazovanii-v-ezhegodnom-poslanii-federal-nomu-sobraniju.html.

10. Брындина Е. Н. Проект внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

http://onoxoisosch2.ucoz.ru/doc15_16/proekt_profstandart_uchitelja.pdf.











Приложение 1.

Схема 1.


Приложение 2.

Схема 2.




Приложение 3.

Таблица 1.

УТВЕРЖДАЮ

____________ зам. директора по УВР

(подпись)

«___» ________ 2017 г.

___________

ФИО обучающегося

Класс ________

Карточка действий

(предупреждающих /корректирующих)

Несоответствие

Причина

Корректирующие (предупреждающие) действия

Срок выполнения

Ответственный

Документ или факт выполнения






ОЗНАКОМЛЕНЫ:

  1. ФИО ученика (роспись) дата

  2. ФИО родителя (роспись) дата