СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "как научить ребенка читать с удовольствием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья позволяет как родителям, так и учителям научить ребенка читать самостоятельно, без настовлений, скандалов и криков. В статье говорится о том, зачем ребенку читать, как его смотивировать и что ребенок получит в результате сестематического самостоятельного чтения. 

Статья ориентирована в основном на 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Статья "как научить ребенка читать с удовольствием"»

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.

С 1 сентября ваш ребенок пойдет в школу. Это огромное событие в вашей жизни и жизни вашего сына и дочери. На ребенка падает большая нагрузка, резко меняется весь образ жизни.

И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Точного ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Ясно - готовить ребенка к школе нужно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное - чему он научится сам, окупится сторицей. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми и в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

С введением ФГОС НОО второго поколения возникла острая необходимость в методической помощи родителям, у которых дети готовятся стать первоклассниками.

Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер - школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. В совокупности данной проблемы возникают следующие задачи:

Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Цель данных рекомендаций - не только помочь родителям определить уровень готовности ребенка к обучению в школе, но и дать знания, которые помогут ребенку и родителю чувствовать себя уверенно и комфортно на протяжении всех школьных лет.

В процессе подготовки родителями детей к школе, последние обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Рекомендации предусматривают создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.



В ходе подготовки своих детей к школе выявляется готовность ребенка к школьному обучению, а также ,если ребенок нуждается в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости.

Основная часть

1.1 Надо ли ребенка готовить к школе?

Вопрос о том, готовить или не готовить детей к школе, уже пережил дискуссионную стадию. Мнения психологов, учителей, воспитателей, родителей совпадают: да, надо готовить.

Родителям порою, кажется, что если научить ребенка считать до ста, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за его подготовку к школе. Но это не самое важное.

А что важнее? Что надо делать в первую очередь?

Прежде всего, воспитывать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября.

Школьные успехи наших детей в учении и хорошее настроение от этого, зарождается за долго до первого школьного звонка. Зарождается в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы завтрак съедался без капризов и во время, чтобы ребенок больше двигался на воздухе, чтобы дома окружала его спокойная атмосфера.

В понятие «подготовка ребенка к школе» входит еще одно важное условие – забота об общем умственном развитии дошкольника. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к тому, знает ребенок буквы алфавита, или умеет ли он считать до ста.

Всем знаком период в жизни детей – так называемый «период почемучек». Очень важно в это время не отмахиваться от детских «почему?», не смотря на всю нашу занятость. Иначе за молчанием в ответ на вопросы детей возникает пустота в их общем развитии. Разговаривая с детьми не надо оставлять без внимания их вопросы, представления об окружающем их мире. И когда ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать новое, потому что он активно участвует в процессе обучения. В его сознании возникает много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы.

На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.

Каждый детский сад работает по своей программе, и все родители могут с ней ознакомиться. Родителям необходимо знать, по какой именно программе работает их детский сад, потому как настоятельно рекомендуется, чтобы дети обучались по этим же программам и методикам, далее, в школе. В противном случае, как бы хороши ни были эти методики, ребенок может быть неподготовленным к обучению в общеобразовательной школе.

В детских садах, работающих по стандартным программам, дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников, которые организуются, как правило, при школах. Это могут быть годовые курсы или в течение летнего периода. Если вы уже определились, в какую школу ваш ребенок пойдет в первый класс, то следует заранее поинтересоваться, проводятся ли такие подготовительные курсы. Но в своем большинстве эти курсы на платно-договорной основе..

Кроме этого, во многих городах имеются так называемые школы для дошколят, которые могут функционировать как на базе учреждений дополнительного образования или отдельно как частные школы. Называются такие школы по-разному: «Школа радости», «Дошколенок», «Малышок», «Школа активного развития», «Школа раннего развития» и так далее. Родителям следует обязательно поинтересоваться образовательной программой, по которой проводится подготовка детей к школе. Обучение в таких школах платное.

Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от них зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто наполняют малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

1.2. Что включает в себя подготовка к школе

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

Детский психолог Л. А. Венгер полагал, что готовность к школе не определяется умениями читать и писать. Готовность к школе определяется готовностью воспринимать знания.

Можно представить подготовленность ребенка к школе в виде некоего прямоугольника. Одна из больших его сторон соотносится с умениями письма и чтения. Эти навыки также носят название «педагогическая готовность ребенка», они включают умение читать, считать, писать, пересказывать. Увы, многие родители акцентируют свое внимание только на этой стороне прямоугольника и не интересуются остальными аспектами. Это психологическая готовность (мотивационная, коммуникативная, интеллектуальная, волевая), речевая готовность и физическая готовность. Важно осознать, что каждая из сторон имеет ценность. Они взаимосвязаны, переплетаются и формируют общее целое, что и является готовностью к школе. Таким образом, понятие готовности к школьному обучению требует от родителей будущего первоклассника проведения комплекса систематических мероприятий, направленных на развитие интеллектуального и психологического мышления ребенка. Следствие правильного формирования готовности к обучению – быстрая адаптация ученика к школе, успешное освоение школьных умений и навыков и высокие учебные показатели ребенка..

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

1.3 Физиологическая готовность ребенка к школе

Физиологическая готовность к обучению в школе означает, что ребенок должен быть готов к этому физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Итак, готовность к школе имеет биологические, психологические и социальные аспекты. Мы рассматриваем только биологические, в частности – морфологические и физиологические.

Морфологически ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок уже прошел. Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных, педагогических да и лечебных мероприятий с ребенком часто гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст. Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д.

Знание степени биологической зрелости организма необходимо для многих практических целей. Поэтому выработаны простые критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка.

Уважаемые родители, время летит очень быстро! Ещё совсем недавно вы радовались появлению на свет вашего малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже собирается в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию. Не следует при этом действовать по принципу «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.

При подготовке ребёнка к школе необходимо:

В первую очередь позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Так же полезны занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание.

Если у ребёнка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет Вам, родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, трудно сидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. В этом случае лучше организовать постепенное вовлечение ребёнка в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух,

зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше

Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее)

будет происходить процесс запоминания и обучения.

Больше разговаривайте со своим ребёнком. По возможности отвечайте на все его вопросы. Отмахиваясь от детских вопросов, вы подавляете «пытливость его ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. Объясняйте непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Учите выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей.

К детским вопросам надо всегда относиться с уважением. Внимательно слушайте ребёнка, старайтесь понять, что именно заинтересовало его в предмете или явлении, о котором он спрашивает. Ответы давайте короткие, доступные пониманию ребёнка, избегайте сложных слов, книжных оборотов языка. Ответ взрослого должен не только давать ребёнку новые знания, но и побуждать его к дальнейшим наблюдениям и размышлениям. Поэтому, поощряйте самостоятельную умственную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?». Отвечая на вопрос ребёнка, влияйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям. Будьте терпеливы, говорите спокойным тоном и не старайтесь навязать ребёнку собственную мысль.

У будущего первоклассника должно быть своё личное пространство и рабочее место, за которым ему будет удобно сидеть и заниматься. Рабочее место не должно быть перегружено предметами, хорошо освещено. Во время работы в поле зрения ребёнка не должно быть отражающих поверхностей.

Для праворуких детей свет должен падать слева, а для леворуких справа. Нельзя допускать прямого попадания ярких солнечных лучей в глаза ребёнка. При необходимости используйте жалюзи, притенённые лёгкими шторами. В пасмурные дни шторы должны быть раздвинуты в оконные проёмы. Не загораживайте окна высокими растениями и др. предметами, препятствующими проникновению света.

Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. Нельзя заставлять ребёнка читать очень долго, его возможности ограничены. Длительность одного «сеанса» чтения не должна превышать 8 минут. Хотя, конечно, для каждого ребёнка это время определяется в зависимости от общего состояния его здоровья и сиюминутного самочувствия, от индивидуальных особенностей развития, созревания отдельных систем организма и, наконец, от уровня его способностей.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Так же обстоит дело и со счетом - умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

Развивать мелкую моторику ребёнка, то есть его руки и пальчики необходимо для того, чтобы у ребёнка в первом классе не было проблем с письмом. Для этого полезно:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- запускать пальцами мелкие «волчки»;

- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- завязывать узелки на шнурке, веревке;

- застегивать (расстёгивать) пуговицы;

- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

- мять руками поролоновые шарики, губки;

- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

- резать (вырезать) ножницами;

- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

- выполнять аппликации.

При выполнении ребенком письменного задания следите:

Правильно ли он держит карандаш или ручку. Для обучения правильному захвату можно использовать приём, при котором ребёнок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребёнок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании. Карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня нужно держать на расстоянии 1- 1,5 см.

Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребёнка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность.

Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребёнок будет хорошо справляться с более легким заданием. Детям, нуждающимся в логопедических занятиях так же полезно одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Ноги всей ступнёй должны стоять на полу или подставке, голова ребёнка немного наклонена влево (вправо у леворуких детей) Расстояние от тетради до глаз ребёнка - не менее 35см! Используйте столы с наклонной поверхностью.

Развитие зрительной координации

Для развития зрительно-пространственного анализа, зрительно-моторной координации будет полезно не только раскрашивание и заполнение картинок штриховкой, но и копирование ребёнком различных фигур. Для этого можно предложить вниманию ребёнка нарисованную на листе бумаги картинку (в картинке не должно быть слишком много мелких деталей) и попросить его нарисовать рядом точно такую же.

Для успешного обучения в школе необходимо развивать восприятие, произвольное внимание, словесно-логическое мышление, что позволит полноценно воспринимать и усваивать информацию.

В процессе развития восприятия нужно знакомить ребёнка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой, чтобы ошибки произношения не отражались на письме. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)

Важно развить восприятие схемы собственного тела и ориентировки на плоскости и в пространстве. Ребенок должен уметь чётко определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться. Для этого ребёнку можно предложить, например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата - елочку и т.д. Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком.

Для развития зрительного внимания можно предложить ребёнку выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определённые элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определённые цвета.

Чтобы определить объём внимания ребёнка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребёнок сможет назвать? Полезно сравнение двух картинок с 10-15 различиями.

Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 штук)

Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развивается при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других, дополнить фразу (вставить пропущенное слово), Повтор 10 слов или цифр, пересказ текстов. Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (например: Возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).

Для развития словесно-логического мышления учите ребёнка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей и т.п.), учите детей отгадывать загадки, объяснять пословицы.

У ребёнка должны быть сформированы навыки самообслуживания (умение раздеться, помыть чисто руки, собрать свои вещи и т.п.) Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Всё, что ребёнок научился делать сам, он должен делать сам. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Формируйте у ребёнка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребёнок чувствует, что получаемые знания не лежат мёртвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. Если вы учите ребёнка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки. Т.е., дать возможность ребёнку сразу почувствовать какие-то успехи, ведя его от конца к началу. Такой принцип, как показывает практика, даёт наиболее успешные результаты.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) - читать ребёнку книги. Следует читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Беседуйте о прочитанных книгах, пытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Игры для развития речевой памяти, словаря, правильности грамматического строя, а также развития наблюдательности, внимания и умения логически мыслить

Игра «Цепочка слов» (расширение запаса существительных в активном словаре). В этой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпал с первым звуком последующего (вариант для взрослых игра «Города»).

Игра «Что это?» (закрепление у детей обобщающих понятий). Играть можно с мячом. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла - игрушка, стакан - посуда, и т.д.

Игра «Поймай - скажи» (расширение глагольной лексики). Взрослый бросает мяч ребёнку, называя при этом животное (профессию, вид транспорта, имя человека). Ребёнок бросает мяч взрослому и называет какое-либо действие этого животного, так же по профессиям и т.д. Например, корова - мычит, лошадь - ржет, собака - лает; художник - рисует, писатель - пишет, повар - готовит; самолёт - летит, корабль - плывёт, телега - едет; Ваня - рисует, Таня - читает, и т.д.

Игра «Холодно – жарко» (обогащение словаря наречиями-антонимами). Ребёнок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: быстро - медленно, тихо - громко, влажно - сухо, горько - сладко, широко - узко и т.д.

Игра «Исправь ошибку» (понимание смысла предложения). Взрослый просит ребёнка внимательно послушать и исправить ошибку:

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несёт сумку в капусте.

В игру «Снежный ком» (развитие объёма памяти) лучше играть всей семьёй. Первый играющий называет любое существительное, второй его повторяет и называет новое слово, третий повторяет эти слова и произносит своё слово. Можно усложнить игру, если договориться придумывать слова на определенную тему (по обобщающим понятиям, по наличию в слове определенного звука, по месту нахождения предмета: квартира, лес, поле, магазин и т.д.)

Игра «Придумай слово» на придумывание коротких слов из букв одного длинного слова. Например, из слова гастроном - астроном, трон, монстр, роса, нота, сор, мот и др. Полезно отгадывание детских кроссвордов, собирание «рассыпавшихся слов»

Игра «Угадай, что изменилось?» (правильное использование предлогов и развитие внимания) Пусть ребёнок посмотрит, где стоят его игрушки, потом поменяйте место расположения некоторых из них. Ребёнок должен заметить, какие игрушки оказались не на своем месте, и ответить: собака была на полке, а теперь под стулом, карандаши лежали в коробке на столе, а теперь лежат рядом с коробкой на диване и т.д.

Игра «Вспомни и назови», (Повышает качество внимания и памяти) Ребенку надо назвать порядок, в котором стояли его игрушки, назвать перевернутую картинку из виденного ряда, поставить картинки в том порядке, который ему назовёт взрослый.

Игры-физкультминутки «Посмотри и сделай» и «Услышь и сделай», (эти физкультминутки между занятиями повысят настроение и заставят быть внимательным даже взрослого). Надо повторить за ведущим те упражнения, которые ты видишь, не обращая внимания на устную инструкцию, и наоборот, делать то, что слышишь, не обращая внимания на наглядные действия. Например, ведущий говорит: - Руки вверх, а сам разводит руки в стороны. - Руки за голову, а сам ставит их на пояс. В зависимости от инструкции (смотреть или слушать) и надо выполнять его задания.



Проводя с ребёнком занятия, следует придерживаться определённых правил

Перед каждым занятием объясняйте ребёнку его цель: «Что будем

делать, как, для чего». Продолжительность занятия не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится у ребёнка 5-7 минут. Через 5-7 минут активной работы проводите короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для воспитания правильной осанки, уделяйте специальное внимание упражнениям для глаз;

Занятия начинайте с разминки. Это могут быть пальчиковые игры,

артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий начинайте с повторения (лёгкого задания), затем переходите к новому, более сложному и заканчивайте занятия заданиями, в которых у ребёнка нет особых трудностей;

В процессе занятия не следует допускать чрезмерного напряжения.

Первые признаки такового: двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания (работа на вдохе), жалобы на головную боль, боль в животе, неадекватные реакции. Паузу нужно сделать, как только ребёнок начал отвлекаться;

Занимаясь с ребёнком, следует оставаться спокойным и

доброжелательным, тон разговора должен быть ровным и спокойным, замечания - поддерживающими. Учите ребёнка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что вызывает у него затруднения. Не торопите ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий следует делать не на скорость, а на качество;

Если необходимо сделать коррективы в ходе работы, сделайте это

сразу, так как ребёнок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так», лучше: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз» и т.д. Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно. Обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;

В ходе каждого занятия найдите повод похвалить ребёнка, ведь он

очень ориентирован на внешнюю, Вашу оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создаёт свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче. Он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Уважаемые родители, требования современной школы высоки. Чем раньше Вы обратите внимание на развитие Вашего ребёнка и поможете ему овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, тем легче пройдёт его адаптация к школе, учиться он будет с желанием.

Успехи и неудачи ребёнка в процессе учёбы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребёнка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализации.

Подготовка ребёнка к школе в современном мире требует знания современных требований школы в подготовке дошкольников, а это невозможно без учёта современной литературы для подготовки ребёнка к школе. Мы предлагаем список современной литературы, которая поможет развивать познавательные способности будущего первоклассника, его умения и навыки, необходимые для обучения в школе.

Рекомендованная литература:

1. Винокурова Н.Н. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлёнее взрослых. - М.: «Эйдос», 1994;

2. Володина Н.В. Пишу красиво: для детей 6-7 лет. Под ред. Зиганова М.А.- М.: «Эксмо», 2007;

3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. / 5-е издание. - М.: «Айрис-пресс», 2008;

4. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. Чего на свете не бывает. - М.: «Просвещение», 1991;

5. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? С.- Петербург, Изд. «Дельта», 1997;

6. Ильина Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе.- М.: ООО « Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005;

7. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. - М.: «Книголюб», 2004;

8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998;

10. Моро М.И., Вапнер Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. - М.: «Просвещение», 1985;

11. Пьянкова Е.А. Читаю легко и правильно: для детей 6-7 лет. Под ред. Зиганова М.А. - М.: «Эксмо», 2007;

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: «Академия развития», 1997;

11. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. - М.: «Книголюб», 2008.

«Психологическая поддержка первоклассника

в период адаптации к школе»

Адаптация ребенка к школе - процесс длительный и сложный. Это определенная ситуация, к которой ребенок должен, попросту говоря, привыкнуть, чтобы жизненная ситуация стала привычной, обыденной. Это период ребенок должен прожить. Как ребенку можно помочь это сделать? Нужно правильно подобрать слова. Это наиболее доступный из всех изощренных психотерапевтических приемов. Давайте задумаемся, какие вопросы о школе мы задаем нашим детям?

Что ты сегодня узнал нового?

С кем ты сегодня подружился, играл?

Что ты сегодня делал нового, чего раньше не делал?

Что было самого интересного?

Такие формулировки ориентируют ребенка на учение и общение.

Потребность, на основе который формируется мотивация учебной деятельности — познавательная, т.е. потребность узнавать что-то новое. Если ребенку нравится узнавать новое - потребность поддерживает сама себя, ему хочется учиться. Поэтому подобными вопросами вы ориентируете ребенка на учебную деятельность и развиваете познавательную потребность. Поддерживать желание ходить в школу помогает ваш искренний интерес к его школьным делам. Расскажите ребенку о своем школьном опыте, это несомненно укрепит учебную мотивацию ребенка.

Основой успешной адаптации в школе является понимание ребенком свое самоценности. Хорошо, когда у ребенка есть ощущение, что учиться ему по силам, что он может справляться с учебными заданиями. Такое понимание является ничем иным как отражением уверенности родителей в нем. Вот почему в первое время особенно важно словесное и невербальное поощрение. В раннем возрасте залогом благополучия ребенка является безусловное принятие его родителями и условное наказание. Тот же принцип сохраняется и в младшем школьном возрасте.

Нужно помнить, что школьная жизнь для ребенка в новинку. Представители педагогики сотрудничества утверждают, что ребенок- первоклассник и так понимает, что его «закорючки» не похожи на идеальные буквы учителя, написанные каллиграфическим почерком. Зачастую это единственное, что он может увидеть в своей работе. Задача взрослых показать ребенку, что у него выполнено хорошо, обратив внимание ребенка на его достижения, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы. В любом случае можно найти что-то, что у него получилось. Хоть один крючочек, одна буковка. Болезненное переживание неудачи можно смягчить, используя «волшебное» слово «зато». «Зато ты уже умеешь...» Вселяет уверенность в свои силы не утешение, а совместное со взрослым обсуждение задания.

Для того, чтобы сформировалось положительное отношение к школе поощрение должно быть конкретным: мы хвалим результат его деятельности при безусловном принятии личности ребенка.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка и слова, которые разрушают его самооценку.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Слова разочарования:

Я думаю, что ты мог бы сделать это и получше.

то для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Главное точно понимать разницу между поддержкой и похвалой. Похвала может не оказать поддержку. Например, если похвала неискренняя. Психологическая поддержка помогает ребенку почувствовать свою самоценность. Если награда выдается за то, что ребенок сделал что-то очень хорошо, то поддержка оказывается при любом раскладе дел, при любой попытке или небольшом прогрессе.

Поддерживаем мы:

1) говоря:

красиво, прекрасно, аккуратно, здорово, вперед, продолжай;

«Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так , как ты ожидал»;

2)действуя (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять);

3)действуя вместе с ребенком (сидеть, стоять рядом, мягко вести его, слушать его);

4) выражая чувства (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Успех – это субъективное переживание человеком своих личностных достижений в контексте жизни и индивидуального развития. Переживание ребенком своей успешности создается следующими шагами:

1. Снятие страха («Ничего страшного, если не получится, мы…»)

2. Авансирование («У тебя, конечно, получится, ведь ты…»)

3. Скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…» «Тут главное, чтобы…»)

4. Персональная исключительность («Именно у тебя должно получиться, так как…»)

5. Высокая мотивация («Нам это так нужно…» «Для тебя это так важно…»)

Отношение ребенка к школе формируется посредством отношения к ней родителей. Что мы говорим о школе, о чем прежде всего расспрашиваем, на что бурно реагируем, то и станет для ребенка основным в школе.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы.

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще десяток лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому потребность к чтению книг ослабела.

К тому же нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах с детьми могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода фразы от родителей вызывают у ребенка прежде всего напряжение. Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в нагрузку.

Именно поэтому мы сталкиваемся с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению.

Необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.

При обучении младших школьников чтению стоит задача сначала вооружить их механизмом чтения, а затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью. С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом.

Цель учителя – это формирование грамотных читателей и приобщение детей к литературе. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности.

Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Понятие «читательская деятельность» включает в себя умение воспринимать литературное произведение эстетически. А это значит – умение видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги нельзя. Еще один момент, который определяет грамотного читателя – это знание книг и умение их самостоятельно выбрать. Эффективное значение имеет систематическое посещение библиотеки, сначала классом, затем и индивидуально – в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью.

Если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельностью не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют. Ребята должны практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим не просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя. Во время учебного процесса неплохо создавать проблемные ситуации, в решении которых будет необходима помощь книги. Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые разнообразные формы чтения . Интересный прием организации чтения – «жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы. Такая работа в нашем классе проводится регулярно. И начинали мы с книги «Хочу читать». Учитывалась и скорость прочитанного, и содержание произведений. Фамилии лучших читателей были помещены в классный уголок (рубрика «Лучшие читатели»). Затем ребята с наибольшим интересом и стремлением победить приносили книги по своим интересам.

Само умение читать – это творческое общение с детской книгой. На своих уроках полезно учить детей чтению–общению, чтобы они научились читать–думать, читать–чувствовать, читать–жить.

Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно-принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника.

Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями формировать читательский интерес у учащихся начальной школы.

Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами и обращением к книгам при каждом удобном случае.

Работая с детской книгой, надо стремиться приучать детей к соблюдению последовательности читательских действий: чтение любой книги надо начинать с коллективного рассматривания. Дети вчитываются в название книги (заглавие и фамилию автора), рассматривают иллюстрации, сопоставляя их с названием книги, чтобы дать предварительный прогноз о возможном ее содержании. Затем они упражняются в самостоятельном умении найти и выбрать в книге то произведение, которое каждому из них хотелось бы прочитать, и только после этого обучаются вдумчивому прочтению понравившегося произведения с последующей проверкой своих читательских ожиданий.

Неплохо организовать уголок чтения, где организуется выставка книг, тема дополнительного чтения и вывешивается список литературы, который надо прочитать к уроку, новости из мира литературы. В уголке чтения отмечаются самые активные читатели. Здорово, если в кабинете имеется классная библиотека, в создании и работе которой принимают участие сами дети.

Распространенной формой работы учителя активно используется игра-инсценирование. Дети очень любят игры «Театр» и «Радиотеатр» в рамках урока литературного чтения. Данная работа не только формирует навыки чтения и любовь к книге, но и артистические способности.

Хорошо, если в классе организуются минуты поэзии, которые посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.

Внеклассные мероприятия, литературные праздники занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей.

Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру.

Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.

Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам соблюдать и некоторые педагогические условия:

– поощрять ребенка за любой видимый успех;

– создавать ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;

– вести разъяснительную работу с родителями, которым даю рекомендации, как они могут формировать интерес к чтению у детей.

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств ребёнка.

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно будет читать.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.