СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как помочь детям полюбить чтение".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет родителям, как приучить детей к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как помочь детям полюбить чтение".»

Статья: Как помочь детям полюбить чтение?

Учитель нач.школы: Конторина С.А.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины отставания школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Как помочь детям полюбить чтение? Мы часто задаем себе этот вопрос. Сколько детей уходит из начального звена в среднее, с низкой техникой чтения. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют.

Формируется своеобразный психологический барьер. Ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в последующих классах проявляются конфликтные ситуации.

Современные дети читают мало. Это ведет к низкой технике чтения. Нет необходимого оптимального чтения.
Ребенку-школьнику необходимо оптимальное чтение. Это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150-ти слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

При низкой скорости чтения ученику старших классов и 24-х часов не хватит, чтобы прочитать все с домашнего задания. Таким образом, он обречен на низкий уровень успеваемости. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

В большинстве учебных учреждений методики обучения опираются на логическое мышление и механическую память. Так что дети испытывают психологический дискомфорт, что в результате организм ребенка начинает защищаться от информации и ребёнок вообще перестает „слышать" учителей.

Все родители хотят, чтобы их детки были самыми, самыми.

Вот 10 советов, которые вам помогут:

1. Прежде всего, создайте в вашем доме культуру чтения.
Если ребенок не видит вас, получающего удовольствие от книги, то и сам он вряд ли станет активным читателем. Ведь детей учат не наши слова, а наши поступки.

2. Семейное чтение вслух.

По возможности вовлеките в это занятие других членов семьи. И читайте друг другу. Выберите книгу на тему, которая интересна вашему ребенку. Кстати, подумайте, а хорошо ли вы знаете его интересы?
Ребенка пока не просите вам читать, пусть только слушает, если сам захочет. Вы можете просто сказать ему: «Папа нашел очень интересную книгу про... (любимая тема ребенка) и хочет мне почитать. Если хочешь, ты можешь тоже послушать».

Пусть один из родителей прочитает интересный отрывок книги. А затем взрослые могут между собой начать обсуждать прочитанное. Спросите ребенка, а что  думает он? 

Благодаря этому занятию вы и получите удовольствие сами, и улучшите домашнюю атмосферу, и покажете ребенку, что чтение — это процесс, от которого многие получают удовольствие. Кроме того, во время слушания у ребенка развивается творческое воображение, которое поможет ему в дальнейшем.  
И не жалейте времени на чтение вслух ребенку. Это не только приобщение к чтению. Это моменты близости, которые вы будете вспоминать, когда ребенок вырастет.


3. Дефицит и вызов.

На начальном этапе приучения к чтению очень важно делать это невзначай, без каких либо объяснений, назиданий и просьб к ребенку почитать самому. Лучше, наоборот, создайте ощущение дефицита и труднодоступности заинтересовавшей книги, если ребенок ее попросит, вы можете ответить: «Я сама хочу еще почитать. Ладно, я дам тебе эту книгу, только ненадолго, мне очень хочется самой прочитать, что там дальше. Да и ведь тебе еще уроки делать надо».
Вы даже можете добавить, что ребенок пока маловат для этой книги, что он не все поймет. Такой вызов побудит многих детей доказать, что они уже умные и взрослые.
В этом подходе самое важное, чтобы вам самим была интересна эта книга, ведь иначе ребенок мгновенно почувствует фальшь.

4. Рисуйте иллюстрации.

Особенно пока ребенок маленький — рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения.

5. Начинайте с легкого и интересного.

Сначала определите для себя, зачем вам, чтобы ребенок читал? Чтобы мог осилить школьную программу, и вам бы не было за него стыдно? Или вы хотите заинтересовать его чтением как источником радости, интереса и знания?
Вначале предлагайте ребенку книги, которые будут для него развлечением и радостью. Которые ему будет легко читать, по возрасту. Пусть это будут приключения, фантастика, рассказы о животных или о первой любви — лишь бы ребенку было интересно. А уж когда он полюбит чтение, тогда можно будет предложить ему что-то более серьезное и трудное.

Нам, конечно, хочется, чтобы ребенок был хорошо знаком с классикой. Но школьная программа предлагает, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. В результате чтение трудных, малопонятных произведений, да еще и написанных для взрослых, и больше двух веков назад, может вовсе отбить желание у начинающего читателя.


6.Читайте произведение заранее, до того, как его будут разбирать в школе. 

Нередко на уроках литературы так долго и занудно разжевывается и анализируется произведение, что от одного этого становится скучно.. Ведь произведение часто препарируется так, будто задача школьного курса подготовить литературных критиков.
Поэтому, пусть лучше ребенок прочтет, например, «Преступление и наказание» как детектив, а уж потом его разберут по косточкам на уроке.

7. Читайте произведение одновременно с ребенком.

Когда ребенку нужно прочесть большое серьезное произведение, например, «Войну и мир», начните читать с ним одновременно. Вы и сами получите удовольствие, возможно, упущенное в школьные годы по вышеназванным причинам, и сблизитесь с ребенком, станете единомышленниками. Делитесь с ним своими находками и размышлениями, объясняйте трудные места.

8. Устройте конкурс читателей.

Вы можете организовать такой конкурс в классе, где учится ваш ребенок, или подключить к нему его друзей. Предложите детям список интересных книг и объявите конкурс с заманчивым призом, который должен состояться, например, через 2 или 3 месяца. Первое место займет тот, кто прочел больше всех и смог ответить на вопросы по книгам. А остальные пусть получат утешительные призы.

9. Приобретете ридер.

Желательно с минимальными возможностями играть в игры. Тогда у вас всегда будут с собой интересные книги. И в любой момент — в транспорте, в очереди - вы сможете почитать ребенку. А когда он захочет — подарите это полезное развлечение ему.


10. Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого.

Нельзя говорить ребенку: «вот прочтешь главу, тогда разрешу посмотреть телевизор». Это приучит ребенка к мысли, что чтение само по себе — процесс неприятный. Чтение должно упоминаться только в контексте удовольствия и интереса.

Желаю вам увлекательного совместного чтения!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!