СТАТЬЯ
«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКОВ ПО ХИМИИ «НАНОТЕХНОЛОГИЯ
И ХИМИЯ» И «УМЕЛЫЕ РУКИ»
НА БАЗЕ МУЗЕЯ «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС»
Корж Светлана Викторовна
педагог - организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ Лицей при УлГТУ (Кафедра дополнительного образования)
г. Ульяновск
В МБОУ Лицей при УлГТУ проводятся занятия внеурочной деятельности по химии «Нанотехнология и химия», руководителем которого является учитель химии Лапшина Любовь Андреевна, и кружка «Умелые руки» руководитель Рабина Румия Кяшавовна на базе музея «Человек и космос», руководителем которого является педагог – организатор Корж Светлана Викторовна.
В условиях реализации требований ФГОС актуальной становятся Кейс – технология, наряду с другими современными образовательными технологиями.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений.
Кейс – технология помогает сохранению и оздоровлению подрастающего поколения. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Кейс – технология в лицее необходима как одна из форм внеурочной работы, дающая возможность развития творческих способностей обучающихся – прививать инженерные навыки. Использование экспонатов музея «Человек и Космос» помогает развивать интерес к моделированию по всем наукам (химия, математика, физика, информатика…).
Методы Кейс – технологии называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Эта технология для обучающихся - совместная учебно–познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникативные умения.
Эта работа помогает в профориентации обучающихся, больше выявилось детей заинтересованных инженерной профессией. У нас есть несколько разных возрастных групп, в которых реализуется данная технология.
Обучающиеся проявили интерес к самолетостроению, занимаясь в кружке «Умелые руки» (руководитель педагог дополнительного образования Рабина Румия Кяшавовна).
Темы о самолетостроении, композитных материалах, очень нравятся учащимся начальных классов, на кружке они охотно моделируют некоторые упрощенные модели самолетов, ракеты. Для создания таких моделей, для того, чтобы рассчитать заряд для взлета ракеты необходимо делать точные расчеты, иметь глубокие знания по физике, химии, математике, черчению, технологии, информатики, биологии…
Ещё больший интерес у ребят появился после прослушивания лекций и просмотра презентации «История развития авиации и внедрение различных композитных материалов в авиастроении», которую для младшего звена провели и показали занимательные опыты – Афанасьев Алексей 11 класс, Зинюров Абдулазиз 9 класс, Куцзнецов Влад 9 класс, Гордеева Василиса 9 класс.
Обычно занятия проводятся на базе музея «Человек и Космос», руководителем объединения является Корж Светлана Викторовна. Рассматривая экспонаты музея, изготовленные кружковцами в предыдущие годы, стимулирует детей на совершенствование данных экспонатов. Существует согласованность в работе кружков «Умелые руки», «Нанотехнология и химия» и музея «Человек и Космос», в котором есть план экскурсий посещения музея и различных кафедр УлГТУ, и фильмы на темы занятий по методике Кейс – технологий.
Цели совместной работы кружков и музея:
- повышение интереса к предмету, расширение знаний обучающихся по химии, физике, черчению, математике, рисованию…;
- развитие познавательных, творческих навыков обучающихся;
- умение самостоятельно применять свои знания при конструировании, моделировании;
- умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления, интегрирование знаний из различных предметов.
Задачи совместной работы кружков и музея:
- развитие навыков публичного выступления;
- формирование умений и навыков лидерского поведения;
- формирование мотивов самоактуализации, мотивации достижения успеха, саморазвитие;
- поддержка и развитие инициативы обучающихся в жизни лицея (как раньше применялась шефская помощь – среднее звено над младшим звеном, а старшее звено над среднем звеном, тем самым идет преемственность между возрастными группами).
Считаем, что совместная работа кружков в союзе с музеем способствует непрерывному инженерному образованию, охватывая учащихся от начального звена до Вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Бойкова М.В., Гаврилов С.Д., Гавриличева Н.А. Авиация будущего. - Москва. Статья в журнале ФОРСАЙТ. 2019.
2.Ширшина Н.В. Химия. Проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2018 авельев А.Я. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2016 № 3.- С. 15-18.
3.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.– М.: изд-во РАО, 2012г.
4.Сибиряков В.Г. Альбом простейших моделей ЦТТУМ. – Ульяновск, 2019.
5.Никулин С.К. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 2012.
6. http://www.sch2000.ru/ - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
7.
https://nsportal.ru/user/528699/page/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii
5